Обвал вулкана Кракатау, который вызвал мощное цунами, можно было предсказать

Для этого нужно было следить за данными со спутников, сейсмографов и дронов

ТАСС, 2 октября. Прошлогодний обвал вулкана Кракатау в Индонезии и последовавшее за этим цунами можно было предсказать по определенным изменениям в форме его склонов и активности его магматической камеры. К такому выводу пришли ученые, статью который опубликовал научный журнал Nature Communications.  Подобные наблюдения позволят избежать массовых жертв в будущем.

"Изучая данные, собранные перед началом извержения, мы впервые проследили за тем, как происходит эрозия склона вулкана и поняли, что указывает на начало этого события. Мы уверены, что наши замеры помогут лучше предсказывать то, как будут вести себя похожие вулканы в будущем", - рассказал один из авторов исследования, геолог из Немецкого центра исследования Земли в Потсдаме Томас Вальтер.

Вулкан Кракатау - один из самых известных очагов геологической активности на Земле. Сейчас он находится в центре одноименного островного архипелага, который возник в 1883 году в результате того, что Кракатау в буквальном смысле взорвался и уничтожил остров, на котором находился. В результате этого примерно две трети его территории оказались на дне моря, а более 36 тыс жителей этого клочка суши и окрестных островов Юго-Восточной Азии погибли или в ходе самого извержения, или в результате мощнейшего цунами. Это сделало взрыв Кракатау самым смертоносным катаклизмом такого рода в истории человечества после извержения вулкана Тамбора на индонезийском острове Сумбава в 1815 году.

Как отмечает Вальтер, Кракатау напомнил человечеству о своем существовании в конце прошлого года, когда его жерло, вулканический атолл Анак-Кракатау, неожиданно обвалилось в ходе нового извержения. Результатом этого стало мощное цунами, которое унесло жизни более 430 жителей Индонезии и других стран Азии, еще 15 тыс пострадали, а 40 тыс остались без крова.

Это событие не стало сюрпризом для ученых, так как они давно подозревали, что один из склонов острова Анак-Кракатау может в любой момент сползти в море из-за того, что его границы резко обрываются под водой. С другой стороны, предсказать это геологи не смогли, так как катаклизмы такого рода происходят достаточно редко, и в прошлом за ними не велись детальные наблюдения.

Подсказки из космоса

Вальтер и его коллеги попытались восполнить этот недостаток, собрав и проанализировав данные со спутников, сейсмографов, датчиков температур и инфразвука, а также дронов перед извержением. Кроме этого, они проанализировали состав пород, собранных уже после обвала вулкана и обрушения цунами на берега Суматры и Явы.

Как оказалось, признаки того, что склон вулкана сползает в море, появились задолго до начала извержения. К примеру, ученые обнаружили, что замеры спутников и GPS-маячков на суше показывали, что та часть острова, которая в конечном итоге обвалилась, сильно "раздулась" и сдвинулась на два сантиметра в сторону запада еще в январе 2018 года.

В прошлом июле, когда вулкан начал выбрасывать большие количества магмы, движение склона Анак-Кракатау резко ускорилось - он начал сдвигаться на сантиметр каждый месяц, причем темпы его сползания постоянно росли. В конце декабря начали появляться первые сейсмические признаки того, что остров начал разрушаться. Его окончательный коллапс, как предполагают ученые, был связан с необычно мощным взрывом внутри Кракатау.

Что интересно, сигнал о том, что это произошло, достиг станций слежения в Австралии и Индонезии за несколько минут до того, как возникло само цунами, и при этом он содержал в себе сведения о том, в какую сторону будет направлена волна и какой высоты она может достичь.

Эти колебания, как и наблюдения за сползанием склонов вулканов, как считают ученые, можно использовать для предсказания подобных событий и заблаговременного предупреждения их потенциальных жертв.