Все новости

Российские ученые создали композитный материал на основе льда для работы в Арктике

Его основой стали нити из разных видов волокон - от льняных до полимерных

ТОМСК, 26 сентября. /ТАСС/. Ученые Томского государственного университета (ТГУ) совместно с коллегами из Москвы и Красноярска разработали композитный материал на основе льда, который можно использовать для создания мостов и площадок для буровых установок в арктической зоне. Об этом сообщил ТАСС советник гендиректора Всероссийского научно-исследовательского института авиационных материалов и руководитель лаборатории "Полифункциональные химические материалы" ТГУ Вячеслав Бузник.

Он пояснил, что идея создания такого материала появилась после изучения конструкции крыльев современных самолетов - они создаются из особого вида ткани, которая обрабатывается эпоксидной смолой и становится прочной как металл, легкой как пластик и устойчивой к перепадам температур.

"В арктических условиях лед можно использовать в качестве конструкционного материала, но его беда - низкие показатели по прочности и мгновенный излом. Поэтому, если двигается по переправе техника, то трещина - это все. И возникла мысль - почему бы не использовать тот подход, который есть в авиации. Так мы и создали армированный лед, образцы уже есть у нас в лабораториях", - сказал собеседник агентства.

Бузник уточнил, что основа нового композитного материала - нити из разного рода волокон - от льняных до полимерных. Если вморозить их в кусок льда, то он становится прочнее в шесть раз, не разрушается сразу и может гнуться. В зависимости от материала для основы будут меняться и итоговые свойства армированного льда - сейчас разработаны более 600 образцов волокон. "Можно использовать оптоволокно, и тогда еще будет сигнал о прочности покрытия - можно понять, стоит его нагружать или нет", - отметил собеседник агентства.

Использовать армированный лед можно для создания переправ через арктические реки, причалов в арктических морях, а также буровых установок для нефтяников. Последние, кстати, уже заинтересовались разработкой - на переговоры с учеными вышла "Роснефть". Разработкой занимались команды ТГУ, научно-исследовательского института авиационных материалов, Московского государственного технического университета им. Баумана и Федерального исследовательского центра в Красноярске.