В Кабардино-Балкарии археологи обнаружили наконечники копий эпохи среднего палеолита

По мнению руководителя раскопок Екатерины Дороничевой, вероятно, с их помощью неандертальцы охотились на бизонов, кавказского тура, оленя, дикую лошадь, которые обитали в районе стоянки

НАЛЬЧИК, 24 сентября. /ТАСС/. Участники Северо-Кавказской палеолитической экспедиции проводят раскопки в гроте Сарадж-Чуко, расположенном в Баксанском районе Кабардино-Балкарской Республики (КБР). В ходе работ археологи обнаружили наконечники копий эпохи среднего палеолита, сообщила ТАСС кандидат исторических наук, научный сотрудник АНО "Лаборатория доистории" (г. Санкт-Петербург), руководитель раскопок Екатерина Дороничева.

"В ходе археологических раскопок в гроте была найдена серия уникальных обсидиановых наконечников копий эпохи среднего палеолита - периода обитания на этой территории неандертальцев. Как показали предварительные исследования, на орудиях сохранились следы от их использования в качестве охотничьего вооружения", - сказала собеседница агентства.

Копья имеют подтреугольную форму, уточнила Дороничева. По ее словам, наконечники крепились в деревянные основы с помощью смолы и кожаных ремней. "Вместе с каменными орудиями в слое найдены кости животных, на которых охотился древний человек. Вероятно, с помощью наконечников копий неандертальцы охотились на бизонов, кавказского тура, оленя, дикую лошадь, которые обитали в районе стоянки", - добавила она.

Возраст слоя, в котором обнаружены наконечники копий, составляет от 120 до 70 тысяч лет (период среднего палеолита). "Это одни из самых древних наконечников копий на Кавказе, на которых сохранились следы от использования", - отметила Дороничева.

Кроме того, по ее словам, в ходе исследований установлено, что обсидиан (сырье вулканического происхождения, которое высоко ценилось в древности) транспортировался неандертальцами из Заюковского источника (КБР, Баксанский район) на расстояния более 250 км. "Транспортировали на стоянки Северо-Западного Кавказа (в Мезмайскую и Монашескую пещеры). При расщеплении обсидиан позволяет получить очень острое лезвие, которое по своим качествам во многом превосходит стальные лезвия. В районе Заюково в Баксанском районе известны единственные на Северном Кавказе выходы этого сырья", - пояснила руководитель раскопок.

Северо-Кавказская палеолитическая экспедиция с сентября по ноябрь 2019 года проводит раскопки в гроте Сарадж-Чуко, который является самым древним археологическим памятником на территории Кабардино-Балкарии. Работы начались в сентябре и продлятся до конца октября - начала ноября. В раскопках участвуют археологи, геологи, палинологи, палеонтологи, геофизики, специалисты по абсолютному датированию. Работы ведутся при поддержке президентской программы Российского научного фонда.