"Кулер" для коллайдера NICA планируют создать к 2022 году

Она позволит улучшить качество работы установки

НОВОСИБИРСК, 23 сентября. /ТАСС/. Ученые Института ядерной физики Сибирского отделения РАН (Новосибирск) планируют поставить систему электронного охлаждения для основного кольца коллайдера NICA (Nuclotron-based Ion Collider Faсility, НИКА) в подмосковной Дубне в 2022 году. Ранее ученые уже поставили систему электронного охлаждения для бустера коллайдера, говорится в сообщении пресс-службы ИЯФ.

"Система электронного охлаждения, разработанная и создаваемая в ИЯФ СО РАН, позволит улучшить качество пучка коллайдера NICA и получить проектную светимость установки, то есть достичь требуемого количества набранной в эксперименте статистики. Планируется, что вторая СЭО (система электронного охлаждения - прим. ТАСС) будет поставлена в Дубну в 2022 году", - говорится в сообщении.

В 2016 году пресс-служба института сообщала, что сотрудники ИЯФ СО РАН создадут систему для охлаждения пучков тяжелых заряженных частиц в ионных ускорителях для коллайдера NICA (Nuclotron-based Ion Collider Faсility, НИКА) в Дубне. Всего на коллайдер должно быть поставлено два "кулера" - до 25 и до 50 кэВ, для бустера и для основного кольца. Общая стоимость оборудования, произведенного новосибирскими физиками, составит порядка 800 млн руб.

Как сообщил журналистам заведующий лабораторией ИЯФ СО РАН Владимир Рева, систему электронного охлаждения для бустера NICA с параметрами энергии до 50 кэВ уже поставили в Дубну. Там она успешно введена и готовится к непосредственному использованию на накопительном кольце. Такой "кулер" нужен для того, чтобы охлаждать пучки тяжелых заряженных частиц в ионных ускорителях, что помогает существенно улучшить их параметры.

Как пояснили ТАСС в пресс-службе института, эксперименты могут вестись до реального запуска коллайдера, после так называемого физического пуска, который намечен на 2021 год.

NICA - это один из шести проектов класса "мегасайенс" в России. В его рамках в Объединенном институте ядерных исследований в подмосковной Дубне будет построен коллайдер, который, как надеются ученые, позволит понять, как в первые мгновения после Большого взрыва во Вселенной образовались протоны и нейтроны. Комплекс начали строить 25 марта 2016 года. Первый запуск коллайдера с неполной интенсивностью запланирован на 2019 год, а в полную силу он должен заработать в 2023 году. ОИЯИ - крупнейший международный научный центр, которым руководит комитет представителей 18 стран-участниц.