Зарядка замедлила накопление белкового "мусора" в клетках у людей с болезнью Альцгеймера

Но остановить течение заболевания она все-таки не смогла

МОСКВА, 18 сентября. /ТАСС/. Физические упражнения, хоть и не останавливают накопление белкового "мусора" в нервных клетках людей, которые страдают от болезни Альцгеймера, но значительно замедляют этот процесс. Кроме того, они уменьшают вероятность того, что у пациента разовьется слабоумие. К таким выводам пришли ученые, статью которых опубликовал научный журнал Journal of Alzheimer's Disease.

"Крайне интересным для нас стало то, что мозг участников наших опытов, в чьих клетках уже накопились бляшки бета-амилоида, гораздо сильнее реагировали на упражнения, чем другие добровольцы. Зарядка не остановила дегенерацию центра памяти, но даже простое замедление этого процесса - очень хорошая новость для больных", - рассказал один из авторов статьи, ученый Юго-западного университета Техаса в Далласе (США) Жун Чжан.

Сегодня ученые предполагают, что главным признаком и возможной причиной развития болезни Альцгеймера становится то, что внутри клеток мозга накапливается так называемый бета-амилоид, патогенный белок. Он представляет собой обрывки белка APP, который играет важную роль в формировании связей между нейронами. По пока неизвестным причинам переработка старых молекул АРР в организме некоторых людей нарушается. Это приводит к тому, что "обрезки" этого белка накапливаются в клетках и тканях мозга и формируются токсичные саморазмножающиеся клубки. Они постепенно убивают нейроны, что в конечном итоге приводит к развитию слабоумия и гибели человека.

Биологи, как отмечает Жун Чжан, пока не создали или не открыли веществ, которые могли бы безопасно и действенно уничтожать клубки бета-амилоида или не давать им формироваться. Поэтому медики активно ищут другие варианты, которые могли бы замедлить болезнь Альцгеймера, в том числе при помощи генной терапии и задействования ресурсов самого организма. К примеру, за последние десять лет врачи нашли множество намеков на то, что активные занятия спортом и высокий уровень физической активности заметно снижает вероятность развития старческой деменции, а также прочих нейродегенеративных болезней. Жун Чжан и его коллеги проверили, влияют ли интенсивные физические нагрузки на накопление бета-амилоида в мозге пожилых людей.

Зарядка для ума

Для этого они собрали группу из полутора сотен пожилых добровольцев, которые жаловались на проблемы с памятью и другие первые признаки деменции. Медики разработали для них специальную программу упражнений и попросили половину участников эксперимента соблюдать ее, а другие просто делали легкую зарядку, которая развивала гибкость.

Через год врачи подвели итоги эксперимента, сопоставив то, как много бета-амилоида накопилось в мозге добровольцев-"спортсменов" и остальных своих подопечных. Кроме того, авторы исследования проанализировали то, как изменились память и поведение пожилых людей.

Оказалось, зарядка не остановила развитие болезни Альцгеймера, но она замедлила накопление бета-амилоида в гиппокампе - особом регионе мозга, где хранятся и обрабатываются все воспоминания. Его нейроны очень быстро гибнут, если там накапливается бета-амилоид. Это приводит к тому, что размер гиппокампа резко уменьшается, и в результате развивается слабоумие.

Физические упражнения замедлили этот процесс примерно в два-три раза, что также позитивно повлияло и на то, как пожилые добровольцы запоминали новую информацию и вспоминали уже известные им факты и события из жизни.

Жун Чжан и его коллеги предполагают, что это связано с тем, что упражнения улучшили кровоснабжение мозга. Это может влиять на скорость удаления "мусора" из клеток гиппокампа. В ближайшее время они проверят, так ли это на самом деле, наблюдая на протяжении пяти лет за здоровьем шести сотен пожилых людей, которые будут заниматься такой же зарядкой.