Смоделирован гибридный реактор на основе плазменной открытой ловушки

Он меньше, а также более безопасен по сравнению с традиционными урановыми аналогами

НОВОСИБИРСК, 17 сентября. /ТАСС/. Ученые РФ разработали концепцию гибридного реактора на основе плазменной открытой ловушки - специального источника нейтронов, который нужен для работы установки. По сравнению с ядерными такой реактор меньше, более безопасен, а также производит меньше радиоактивных отходов. Результаты работы опубликовал научный журнал Plasma and Fusion Research, кратко об этом написал сайт Института ядерной физики (ИЯФ) имени Г.И. Будкера СО РАН.

С помощью компьютера ученые смоделировали топливный цикл гибридного реактора, топливом для которого в основном служит не уран, а торий. Для того, чтобы получить энергию из ториевого топлива, его нужно бомбардировать нейтронами. После этого он превратился в уран-233, который выделяет тепло, количество которого сравнимо с энергией от более традиционного ядерного топлива. При этом реакции превращения тория в уран прекращаются сразу же после того, как прекращается бомбардировка, поэтому такой тип реакторов гораздо безопаснее обычных. В данном случае источником нейтронов для этого реактора служит магнитная ловушка - устройство, которое с помощью магнитного поля направляет в сторону ториевого топлива поток нейтронов, который в результате серии реакций.

В следующем этапе исследований ученые планируют смоделировать различные режимы поступления нейтронов из плазменного источника. Благодаря этому можно будет выбрать оптимальный вариант работы реактора. Специалисты также хотят создать на базе ТГУ экспериментальный стенд. Он должен будет состоять из ториевой топливной сборки и нейтронного источника на основе реализованных ИЯФ СО РАН проектов.

Топливный цикл проектируемой установки должен составить 3000 эффективных суток (эффективные сутки – это 24 часа работы при 100% уровне мощности, - прим. ТАСС). По истечении этого срока блоки с выгоревшим топливом нужно заменить на свежие, и реактор готов к новому топливному циклу. При этом, стартовый состав ядерного топлива выбран так, что в течение всего периода работы размножающие характеристики реактора позволят эксплуатировать его на проектном уровне мощности при соблюдении всех требований безопасности.