Генетики доказали, что носители индоевропейских языков проникли в Индию из Прикаспия

Это помогли выяснить генетические данные более 500 жителей Урала, стран Средней Азии и Пакистана

МОСКВА, 16 сентября. /ТАСС/. Российские и зарубежные генетики нашли новые доказательства того, что первые носители индоевропейских языков проникли на территорию будущей Индии и Пакистана, мигрируя на юг из степей Прикаспия и Причерноморья через Урал, Алтай и Среднюю Азию. Об этом сообщила пресс-служба проекта "5-100" со ссылкой на научный журнал Science.

"Мы проверили очень старую теорию о том, что население Индии было сформировано за счет притока людей из северных земель, жителей евразийских степей. Эта идея не нова, она возникла благодаря лингвистическому сходству между санскритом и европейскими языками, но найти ее археологическое подтверждение было очень сложно", - сказал один из участников исследования Андрей Епимахов, сотрудник Южно-Уральского государственного университета.

Епимахов и его коллеги получили новые подтверждения этой идеи. Для этого они восстановили и сопоставили геномы людей, живших в долине реки Инд, других регионах полуострова Индостан и на территории современной России примерно 5 тыс. лет назад. В это время возникла так называемая Индская или Хараппская цивилизация, одна из трех наиболее древних, наряду с Древним Египтом и Месопотамией. Она просуществовала достаточно недолго и исчезла примерно в первой половине второго тысячелетия до нашей эры.

Палеогенетики изучили геномы более пяти сотен мужчин и женщин, живших на российском Урале, в странах Средней Азии и на севере Пакистана во время бронзового века и в последующие исторические эпохи. В частности, сравнение и сопоставление этих данных позволило ученым сделать два важных открытия. С одной стороны, они подтвердили, что многие современные дравидийские народы, живущие на юге Индии, были непосредственно связаны с Индской цивилизацией. Ее жители, в свою очередь, оказались связаны с одними из самых ранних земледельцев Земли, живших на территории современного Ирана примерно 7-5 тыс. лет назад.

С другой стороны, анализ ДНК людей, которые жили на территории России, Таджикистана, Туркмении и Казахстана показал, что примерно 4 тыс. лет назад на территорию Индии проникли первые носители индоевропейских языков. С генетической точки зрения они были очень похожи на обитателей степей Причерноморья и Каспия, предполагаемой "родины" всех современных индоевропейских языков.

Эти народы проникли на территорию Индской цивилизации, двигаясь через Алтай, Южный Урал, и Среднюю Азию. Они достаточно быстро перемешались с ее представителями, породив две обособленных группы народов - обитателей юга Индии, унаследовавших почти всю свою ДНК от народов Хараппы, и жителей северных регионов полуострова.

Их геном содержал достаточно большие следы мигрантов с севера, сыгравших, как предполагают ученые, серьезную роль в историческом развитии этих этносов. Следы этих индоевропейских племен можно обнаружить и в ДНК современных народов Пакистана и севера Индии, особенно среди представителей изолированной социальной верхушки.

Подобные открытия, как предполагают Епимахов и его коллеги, не только укрепляют позиции степной теории происхождения индоевропейских народов, но и позволят историкам, лингвистам и археологам составить более детальную и точную картину эволюции народов Индии и других регионов Земли, где живут индоевропейские народы.