Все новости

Нейрофизиологи определили будущую специализацию зоны мозга по набору связей.

Сравнивая мозговую активность детей до и после того, как они научились читать, американские нейрофизиологи выяснили, что по уникальному набору связей они могут определить зону мозга, которая в будущем будет отвечать за чтение, еще до того, как она успела сформироваться.
Чтение — уникальный для людей навык, который наши предки обрели всего несколько тысячелетий назад. За это время мозг приспособился к этому процессу и выделил для него функциональную область — зону визуального восприятия слов (англ. Visual Word Form Area – VWFA). В новой работе исследователи задались вопросом, можно ли выяснить заранее, пока ребенок не научился читать, где будет располагаться зона визуального восприятия слов. Они предположили, что еще до формирования навыка чтения эта зона может отличаться от других областей мозга по набору связей с другими регионами.

Ученые провели сканирование мозга детей до того, как они научились читать, и после — в пять и восемь лет. В восемь лет детей просили читать во время функциональной магнитно-резонансной томографии (фМРТ) и по активности мозга определяли локализацию зоны визуального восприятия слов. В пять лет, напротив, ученых больше интересовали результаты диффузионной МРТ, позволяющей определить систему связей между отдельными областями мозга.

Результаты фМРТ в пятилетнем возрасте, когда детям показывали слова, не позволили определить расположение VWFA. Тем не менее набор связей этого региона с другими, определенный про помощи диффузионной МРТ в том же возрасте, достаточно сильно отличался от других, и по нему ученые смогли достоверно определить его будущую локализацию. В будущем нейрофизиологи планируют выяснить, можно ли, используя результаты их работы, по результатам диффузионной МРТ предсказать дислексию и другие проблемы с чтением.

Исследование ученых из Массачусетского технологического института опубликовано в журнале Nature Neuroscience.

Недавно другая группа исследователей выяснила, что на способности к чтению у детей, помимо внутренних, таких как строение мозга, может влиять ряд внешних факторов, один из которых — кошачий паразит токсоплазма. Оказалось, что заражение токсоплазмой может ухудшать способности школьников к чтению и запоминанию.