Коты оказались менее чуткими родителями, чем кошки.

Наблюдение за тем, как взрослые коты и кошки реагируют на крики котят в беде, показало, что кошки различают их по степени тревожности и реагируют соответствующе. На менее тревожные крики коты и кошки отвечают с одинаковой скоростью, а вот в более критической ситуации самки отзываются быстрее.
В эксперименте участвовали девять домашних котов и восемь кошек. В качестве звуковых стимулов использовали 14 записей голосов котят — по две на каждого из семерых. Одна запись соответствовала низкому уровню тревожности — такой звук котята издавали, когда их уносили от матери и других котят на три минуты. Для записи второго, более тревожного стимула котят также вынимали из «гнезда» на три минуты, затем поднимали над землей и переворачивали на спину. Акустически анализ записей показал, что крики, которые издают котята в этих двух ситуациях, отличаются.

Каждое взрослое животное помещали в клетку с поилкой и динамиком и выжидали некоторое время, чтобы они немного освоились. Потом им проигрывали все 14 записей, но включали их только тогда, когда животные пили воду. Это позволило обобщить реакции на крик котенка: поворот головы, всего туловища, прекращение питья и другие. Поведение животных записывали на видеокамеру.

Анализ видеозаписей показал, что для ответа на стимул любой степени тревожности котам требовалось 0,8—0,9 секунды. Все без исключения кошки быстрее реагировали на более тревожный сигнал (в среднем — на 10%), однако на крик котенка, которого просто изолировали от матери, у них уходило почти столько же времени, что и у самцов. Интересно, что материнский опыт у кошек не влиял на их способность различать крики детенышей по степени тревожности.

У домашних кошек отцы, как правило, не принимают участия в воспитании потомства. Авторы исследования предполагают, что чувствительность к характеру криков котят — результат естественного отбора, позволяющий самкам лучше заботиться о своих детенышах. Аналогичные черты характерны и для других видов — например, свиней.

Исследование немецких зоологов опубликовано в журнале BMC Evolutionary Biology.

Недавно ученые доказали, что представление о кошках как о независимых и самодостаточных существах вполне обоснованно: как оказалось, кошки мало привязываются к своим хозяевам и не рассматривают их как основу своей безопасности.