Гиппокамп помогает вставлять пропущенные слова и заканчивать предложения.

Международная группа ученых, в том числе российские исследователи, выяснили, что гиппокамп — участок мозга, напрямую не связанный с речью, — необходим для восприятия контекста и понимания смысла предложений.
Гиппокамп — отдел мозга, который выполняет функции «оперативной памяти», обрабатывая информацию перед ее отправкой на долгосрочное хранение. Одна из его задач — связывать информацию, относящуюся к одному и тому же предмету, но приходящую от разных органов чувств. Ранее исследователи не связывали гиппокамп с анализом языковой информации, но оказалось, что он непосредственно вовлечен в понимание значения сказанного.

Чтобы измерить активность гиппокампа, 12 участникам эксперимента минимально инвазивно вживили электроды. Это позволило ученым в реальном времени анализировать работу мозга испытуемых, когда им зачитывали предложения и просили их закончить. Всего использовалось 102 фразы, в половине случаев выбор последнего слова был очевиден (например, слово «луна» для предложения «Стая волков выла на ____»), а в половине — нет (например, та же «луна» в конце предложения «Женщина смотрела на ____»). После прочтения незаконченных предложений участникам с некоторым запозданием демонстрировали изображение предмета, который обозначало последнее слово в предложении.

Анализ активности мозга показал, что, пока испытуемые слушали предложение, но до того, как успевали увидеть картинку, их гиппокамп активно работал, подбирая ассоциации, подходящие к заданному контексту. Кроме того, чтобы назвать предмет на картинке, указывающей на неочевидный конец предложения, участникам эксперимента требовалось больше времени. Это подтверждает предположение ученых о том, что гиппокамп вовлечен в анализ языковой информации и контекста предложений.

По словам авторов работы, новая роль гиппокампа может объяснять трудности с пониманием контекста и языковых ассоциаций, которые возникают у людей с повреждениями мозга, не затрагивающими напрямую речевую зону.

Исследование психологов из США, Нидерландов и России опубликовано в журнале Proceeding of National Academy of Sciences.

О том, почему понимание контекста так сложно дается компьютеру, у которого нет гиппокампа, и как он с этим справляется, смотрите в видеоматериале «Чердака».