Пауки-скакунчики способы слышать отдаленные звуки, не имея ушей.

Группа ученых из Университета Корнелла обнаружила, что пауки-скакунчики могут слышать отдаленные звуки и реагировать на них, хотя у них нет ушей, и ранее считалось, что они воспринимают мир преимущественно визуально.
Ученые нашли в поведении и физиологии пауков свидетельства того, что они умеют слышать звук, распространяющийся в воздухе, и реагировать на него, даже когда источник звука находится от паука довольно далеко — в трех метрах.

Эксперименты над пауком вида Phidippus audax показали, что он замирает, когда слышит низкочастотные звуки (80 герц, 65 децибел), — это обычное для пауков поведение, когда они хотят спрятаться от хищников. На таких частотах издают звуки хищные летающие насекомые, которые питаются пауками.

Пауки реагировали на звук, даже когда дистанция между пауком и источником звука превышала три метра и когда их помещали в безэховую камеру. Таким образом, эти пауки, вероятно, способны воспринимать звуки и на больших дистанциях, хотя ранее считалось, что они не умеют слышать, так как не имеют барабанных перепонок.

В эксперименте пауки реагировали на звуки, издаваемые динамиком. Важно отметить, что пауки очень чувствительны к колебаниям поверхности. Чтобы исключить этот фактор, ученые поместили их на металлический блок, гасивший вибрации, которые могли распространяться в плотной среде, а не по воздуху.

Исследователи предположили, что пауки-скакунчики определяют звук с помощью волосков на передних лапках.

«Прямого механического воздействия на волоски на передних лапках было достаточно, чтобы вызвать нервную реакцию, такую же как и при воздействии акустических стимулов. Это говорит в пользу того, что волоски играют роль в паучьем слухе», — говорится в статье.

Пока не удалось определить, как именно волоски помогают слышать звук, но они — наиболее вероятные кандидаты на эту роль. Во-первых, потому что у пауков не найдено каких-либо чувствительных к давлению органов наподобие барабанной перепонки, во-вторых, потому что паук одинаково реагирует и на механическое воздействие на волоски, и на акустическое.

У многих пауков есть специальные волоски, которые чувствуют вибрации в воздухе, и более ранние работы показали, что эти волоски позволяют паукам ловить летающих насекомых, не полагаясь на зрение.

Исследование опубликовано в журнале Current Biology.

Ранее ученые выяснили, что скакунчики, в отличие от многих видов пауков, видят мир цветным, то есть почти как люди.