Рисунки пещерных людей помогли разобраться в происхождении зубров

Международная группа ученых, используя древний генетический материал, а также изучив наскальные рисунки, пришла к выводу о гибридном происхождении европейского зубра.
Ископаемые находки европейского зубра на территории Европы появляются в достаточном количестве только в голоцене (11,7 тыс. лет назад). До этого времени можно найти или останки тура Bos primigenius, предка современного рогатого скота, или же останки степного бизона Bison priscus. Эволюционная же история зубров до голоцена оставалась неясной.

Анализ наскальных рисунков показал, что изображения животных, похожих на зубров, можно разделить на две внешне различимые группы. Первая группа — животные с крупными рогами, мощными передними ногами и косой спиной, похожие на степного бизона. Вторая — животные с маленькими рогами и с более пропорциональной формой тела, похожие на современного зубра. При этом рисунки из первой группы встречаются в пещерах в промежутке с 22 до 18 тыс. лет назад, а рисунки второй группы распространены в промежутке от 17 до 12 тыс. лет назад.

Также ученые взяли пробы митохондриальной и ядерной ДНК из 64 позднеплейстоценовых и голоценовых образцов костей и зубов. Проведенный анализ показал, что предки современных зубров являются продуктом гибридизации между самцом степного бизона и самкой тура. При этом время гибридизации совпадает со временем появления наскальных рисунков второго типа.

Таким образом, используя комбинированный подход, ученым удалось выяснить подробности происхождения европейских зубров.

Результаты исследования опубликованы в журнале Nature Communications.

Дикие зубры встречались в лесах Западной, Центральной и Юго-Восточной Европы еще в Средневековье, но к концу 1920-х годов оказались полностью истреблены в дикой природе. Популяцию этих животных удалось восстановить в Беловежской пуще на основе 12 особей из зоопарков и заповедников, но из-за этого современные зубры отличаются низким генетическим разнообразием, что по-прежнему угрожает существованию вида.

В апреле 2016 года ученые объявили, что большие панды больше не считаются вымирающим видом, так как их популяцию удалось частично восстановить.