Гены и шизофрения: ученые уточнили диагноз

Ученые из США нашли новые свидетельства генетической природы шизофрении. Исследователи изучили клетки коры головного мозга больных шизофренией и выяснили, что с развитием заболевания связаны нарушения в регуляции активности генов.
Шизофрения — заболевание, от которого, по оценке ВОЗ, страдает 21 миллион человек по всему миру. Это тяжелое психическое заболевание, которое приводит к искажению восприятия мира и собственной личности, нарушениям речи и поведения. В последние годы появилось немало исследований, в ходе которых ученые выявили сотни участков ДНК, связанных с развитием болезни.

Ученые из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе провели исследование трехмерной структуры хромосом из клеток мозга больных шизофренией с помощью метода определения конформации хромосом 3C. Ученые обнаружили, что большая часть из участков ДНК, связанных с болезнью, не кодирует сама по себе информацию о белках, как это делают «обычные» гены. Исследователи обнаружили «регуляторные элементы» — участки ДНК, которые влияют на работу соседних генов, кодирующих белки. Когда они связываются с другими участками ДНК, запускается работа того или иного гена, или, наоборот, его работа останавливается. Из-за того что нить ДНК очень длинная, она свернута внутри хромосом определенным образом, и при сворачивании одни ее участки взаимодействуют с другими. При этом они могут находиться далеко друг от друга на нити ДНК и никогда не связались бы, если бы молекула ДНК не свернулась.

Таким образом, ученые выяснили, что большая часть участков ДНК, которые раньше ассоциировали с болезнью, выполняет роль регуляторов работы генов, таких как, например, гены ацетилхолиновых рецепторов в нейронах. Исследователи считают, что их работа — серьезный шаг в исследовании генетической природы шизофрении, и собираются с помощью того же метода поискать взаимодействия между разными участками ДНК, которые ассоциируют с другими расстройствами психики, например с аутизмом.

Исследование опубликовано в журнале Nature.

Участки ДНК, связанные с шизофренией когда-то давно мы унаследовали от общего с неандертальцами предка. Но наши предки кроманьонцы их получили, а неандертальцы — нет.