По словам ученых, то, что еда клонит ко сну, известно давно. Биологи из Исследовательского института Скриппса изучили механизмы регуляции послеобеденного сна на примере плодовой мушки Drosophila melanogaster, распространенного модельного организма.
За едой и сном мух ученые наблюдали в установке из вертикальных трубок, в каждой из которых сидело по мухе. Сверху в трубку подавали еду, а видеокамера записывала, как муха ест и что она делает после. По записям ученые выяснили и время, в течение которого насекомые спали после еды, — от 20 до 40 минут.
Чтобы посмотреть, как на сон влияет состав пищи, мухам давали разную еду — белковую, углеводную и содержащую соль. Сон вызывали только белки и еда с солью.
Ученые предположили, что при поедании белковой пищи сон регулирует группа особых нейронов — лейкокининовые нейроны. Чтобы проверить предположение, ученые отключили их и покормили мух с неработающими лейкокининовыми нейронами белковой пищей — оказалось, что мухи бодрствовали, несмотря на сытый желудок.
Ученые считают, что лейкокининовые рецепторы оказывают тормозящий эффект на нервную систему мух в ответ на поедание белка. Почему так происходит и в чем смысл послеобеденного сна, пока непонятно.
Исследование описано в журнале eLife.
Плодовых мушек объединяет с людьми не только то, что их клонит в сон после еды. В другом исследовании ученые из Германии выяснили, что у дрозофил достаточно точное чувство времени.