Биологи изучили круглых червей, которые переносят заморозку

Ученые из Новой Зеландии исследовали нематод из Антарктиды. Эти черви умеют переживать низкие температуры, сохраняя способность к размножению. Для борьбы с морозом черви выделяют фермент, нужный человеку для борьбы с болезнью Альцгеймера.

Заморозку, при которой лед образуется между клетками, способны переносить многие растения и беспозвоночные животные, например насекомые, которым приходится зимовать на улице. Главная опасность холода — образование внутри клеток кристаллов льда, которые разрушают клеточные структуры. Нематоды Panagrolaimus sp. DAW1 из Антарктиды умеют избегать кристаллообразования в клетках, и потому они стали объектом исследования.

Ученые заморозили нематод до -10 °C и посмотрели, как такой стресс повлиял на червей. Они обнаружили, что даже через сутки после того, как червей заморозили, их клетки продолжали жить. Гены работали, синтезировались белки-антифризы, которые мешают образованию крупных кристаллов льда внутри клеток, вырабатывались вещества-антиоксиданты (любой стресс так или иначе приводит к окислительному).

Кроме того, ученые с интересом заметили, что у замороженных нематод начался активный синтез фермента неприлизина. Неприлизин известен тем, что в человеческом мозге разрушает бета-амилоиды, вещества, образующие амилоидные бляшки при болезни Альцгеймера. Зачем неприлизин нужен нематодам, пока неясно.

Кроме биохимии нематоды использовали и физику. При охлаждении нематоды «сублимировались» из-за разницы в давлении с внешней средой: из червей уходила вода, а чем меньше воды, тем меньше льда.

До этого исследования образования льда внутри животных клеток проводили в 50-х годах на галловых мухах Eurosta solidaginis, и исследование нематод стало первым, в котором ученые изучили биохимию и работу генов в полностью замерзшем, но живом и относительно здоровом животном.

Исследование описано в журнале Cryobiology.

Нематоды вырабатывают вещества, нужные человеку для нормальной работы мозга, а сами они умеют с возрастом набираться опыта, и это при том, что у них роль мозга играют всего лишь несколько сот нейронов.