За довольно банальной ситуацией — ядовитая змея хватает грызуна — стоят серьезные научные теории. Например, идея о том, что хищничество — одна из фундаментальных сил в экологии и эволюции, которая способствует развитию и механики движения живых организмов, и механизмов взаимодействия между ними. Хищники и жертвы коэволюционируют, и между ними происходит постоянная «гонка вооружений».
Однако охота — непредсказуемое, редкое и, как правило, быстрое явление. Зафиксировать и тем более детально изучить ситуацию охоты ученым удается редко, поэтому в данном случае американским биологам повезло.
Они зафиксировали на видео охоту мойавского ромбического гремучника (Crotalus scutulatus) на кенгурового прыгуна Мерриама (Dipodomys merriami) — четыре удачных для змеи попытки и четыре неудачных. Ученые пытались выяснить, от чего зависит успех хищника.
О том, как змеи совершают свой молниеносный бросок, известно мало. В данном случае ученые засняли такие моменты с высокой частотой (500 кадров в секунду) в естественных, а не лабораторных условиях, но с использованием инфракрасной подсветки, так как действие происходило ночью.
Во всех случаях змеи атаковали с разного расстояния — от 4,6 до 20,6 сантиметра. Скорость и ускорение, которые продемонстрировали змеи в двух случаях (успешном и безуспешном) оказались на 19 и 36% выше, чем в лабораторных условиях, то есть змеи могут быть еще быстрее, чем о них раньше думали.
Но и прыгуны оказались способны на большую скорость реакции. Время реакции грызуна (то есть время от начала движения головы змеи до первого движения грызуна) составляло всего 61.5 ± 10.6 миллисекунды — это одна из самых быстрых реакций в мире млекопитающих, и она на 50% выше, чем наблюдалась в лаборатории.
Случаи успеха тоже были разными: змея ловила крысу и на земле, и в полете. Случай удачной охоты длился всего 78 миллисекунд.
Исследование опубликовано в журнале Scientific Reports.
Ранее команде телеканала «Би-Би-Си» удалось снять случай массовой охоты змей на детенышей.
Евгения Щербина