Биохимики нашли ЛСД под «колпаком» серотонинового рецептора

Ученые из США выяснили, почему ЛСД действует так долго и почему его нужно так мало.

ЛСД, или диэтиламид лизергиновой кислоты, — очень сильнодействующее психоактивное вещество. Для появления эффекта достаточно очень малого его количества, всего лишь нескольких сот микрограммов. Для сравнения: мескалин вызывает эффект при дозах, в тысячи раз больших. Механизм воздействия ЛСД на мозг сложен: известно, что молекулы диэтиламида взаимодействуют с целым рядом рецепторов в мозге, в том числе и с серотониновыми рецепторами, связанными с G-белками.

Ученые исследовали комплекс, который образует молекула диэтиламида лизергиновой кислоты с серотониновым рецептором, и обнаружили, что при соединении молекулы психоделика с участком связывания молекулы рецептора образуется «карман», внутри которого и лежит молекула ЛСД. Часть молекулы рецептора при этом образует «крышку», которая закрывает ЛСД в «кармане».

ЛСД связывается с рецептором относительно долго, но из-за «крышки» связь прочная. Это и объясняет, по мнению авторов исследования, как высокую продолжительность действия, так и то, почему достаточно даже очень небольшой дозы.

Ученые говорят, что их научный интерес к ЛСД обусловлен появившимися в последние годы исследованиями, которые указывают на возможность медицинского применения этого вещества при некоторых заболеваниях, например при головных болях, тревожности и злоупотреблении алкоголем или наркотиками. Ученые надеются, что изучение взаимодействия ЛСД и его аналогов с серотониновыми рецепторами на молекулярном уровне позволит использовать лечебный эффект этих веществ и избавиться при этом от побочных явлений, например галлюцинаций.

Исследование описано в журнале Cell.