Мозг производит фруктозу из глюкозы

Американские эндокринологи из Йельской медицинской школы обнаружили, что фруктоза в мозге людей производится из глюкозы.

Фруктоза, или фруктовый сахар, относится к природным простым сахарам и содержится во фруктах, овощах, меде. Источником фруктозы для организма являются также все пищевые продукты, содержащие сахар: попадая в организм, сахароза превращается в глюкозу и фруктозу.

Как сегодня уже известно врачам и ученым, избыточное потребление фруктозы приносит ощутимый вред здоровью. Переизбыток фруктозы способствует повышению уровня сахара в крови и возникновению ряда хронических заболеваний — ожирения, диабета, сердечно-сосудистых болезней. Ранее эндокринологи из Йельской школы медицины уже проводили исследования, показавшие различное влияние фруктозы и глюкозы на активность областей мозга, влияющих на пищевое поведение: если глюкоза посылает сигнал сытости, фруктоза действует противоположно.

Также ученые обнаружили, что в спинно-мозговой жидкости фруктозы содержится в 20 раз больше, чем в крови. Новая работа американских эндокринологов была направлена на то, чтобы выяснить, каким образом фруктоза попадает в мозг: вместе с общим кровотоком, преодолевая гемато-энцефалический барьер, или вырабатывается непосредственно в мозге.

Для этого в качестве участников эксперимента были приглашены восемь здоровых людей (четверо мужчин и четыре женщины) в возрасте от 22 до 34 лет. Им вводили чистую глюкозу, искусственно повышая ее уровень в крови. Затем в течение четырех часов такой гипергликемии (уровень глюкозы в крови — 220 мг/децилитр) ученые измеряли уровень глюкозы и фруктозы в мозге, используя магнитно-резонансную спектроскопию, позволяющую определять биохимические показатели наличия в организме соответствующих веществ.

Полученные данные показали, что изменения внутримозгового содержания фруктозы были связаны с изменениями содержания в мозгу глюкозы: чем больше поступало глюкозы, тем больше в мозге появлялось фруктозы. При этом уровень фруктозы в общем кровотоке оставался без изменений. Это и стало доказательством того, что фруктоза попадает не через кровь, а вырабатывается в мозге из поступившей туда глюкозы.

Фруктоза в мозге вырабатывалась из глюкозы посредством так называемого полиолового пути, при котором глюкоза вначале превращается в сорбитол, а затем во фруктозу. Этот путь считается у ученых и медиков плохим, так как сорбитол вреден для клеток. При таком пути формируется так называемый оксидативный стресс, при котором клетки организма повреждаются в результате окисления.

Это открытие, по мнению ученых, будет иметь очень важное значение в борьбе с эпидемией ожирения и сердечно-сосудистых болезней, охватившей весь цивилизованный мир.

Обнаруженный полиоловый путь производства фруктозы в головном мозге, по словам руководителя работ доктора Дженис Хван, может быть еще одним механизмом, посредством которого высокий уровень сахара в крови оказывает негативное влияние на организм.

«Почему человеческий мозг производит фруктозу в таких высоких концентрациях по сравнению с плазмой, пока остается неясным», — подытожили свою работу исследователи.

Исследование было опубликовано в журнале JCI Insight.