Гусеницы скребут анусом о лист, чтобы собраться вместе

Ученые из Канады обнаружили, что гусеницы бабочки-серпокрылки Drepana arcuata, которые демонстрируют социальное поведение, общаются с помощью вибрации.

Социальное поведение характерно не только для пчел, ос или муравьев, но и для некоторых видов бабочек. Подобие социума формируют не взрослые насекомые, а их гусеницы, которым жизнь в группе помогает находить пищу, жилье и защиту — у некоторых видов есть даже разделение на социальные роли.

Ученые из Канады изучают гусениц бабочки из семейства серпокрылок, поедающих листья березы, на которых и живут в укрытиях из шелка. На раннем этапе жизни гусеницы образуют группы из 2—6 особей. Бабочки откладывают яйца далеко друг от друга, на разных листьях, и до сих пор было неясно, каким образом гусеницы находят друг друга. Ученые отбросили вариант с видимыми сигналами, как, например, у пчел, потому что у гусениц нет сложных глаз и их зрение не позволяет видеть сигналы на расстоянии. Оставались варианты с пахучими веществами, которые могут привлекать других гусениц, и вибрацией, которая может передаваться по листьям.

Гусеницы издают сигналы, находясь в гнезде. Видео: Jayne Yack

Ученые проверили гипотезу об общении с помощью вибрации. Они следили за тем, как молодые гусеницы собираются на один листок, и прослушивали их с помощью лазерного доплеровского виброметра, который направлял лазерный луч на кружок из отражающей ленты, прикрепленный к листу березы.

Исследование показало, что гусеницы, которые находятся на разных листьях одной ветви, за пять часов собираются в группу на одном листе. Некоторые из них при этом преодолевают расстояние, в 420 раз превышающее длину их двухмиллиметрового тела.

Гусеницы создавали вибрации четырьмя способами: они стучали жвалами и терли ими о поверхность листа, топали ногами, вибрировали всем телом и скребли по листу толстыми волосками, расположенными возле анального отверстия. Как говорят ученые, больше всего шума гусеницы производят, барабаня ногами и скребя анальными щетинками.

Исследователи говорят, что язык гусениц довольно сложный и расшифровать его пока не удалось. Они предполагают, что вибрации могут привлекает гусениц к источнику пищи и месту, где можно соорудить укрытие. Также неизвестно, как общаются гусеницы в уже сформированных группах.

По мнению ученых, передача сигналов с помощью вибрации у насекомых вообще мало изучена. Возможно, более детальное исследование того, как гусеницы общаются с помощью постукиваний и трения, позволят изобрести новые способы борьбы с вредителями.

Исследование описано в журнале Behavioral Ecology and Sociobiology.

Насекомые освоили самый широкий спектр способов передачи информации. Например, шмели умеют находить цветки, улавливая их электрические сигналы.