Психологи часто оценивают навыки критического мышления через веру в ненаучные явления — лженауки, мифы, теории заговора, паранормальные явления и тому подобное. Такие убеждения называют эпистемически неоправданными, то есть не основанными на объективных доказательствах. Критическое мышление необходимо не только в естественных, но и в гуманитарных науках, например при историческом анализе. Двое исследователей из американского университета решили выяснить, повлияет ли курс истории, специально направленный на развитие навыков критического мышления, на эпистемически неоправданные убеждения студентов.
В качестве испытуемых выбрали студентов из трех групп Университета Северной Каролины: историков, проходивших курс «Мистификации и загадки истории», историков из группы с углубленным преподаванием, проходивших тот же курс в расширенном формате, и студентов-психологов, не проходивших курс, в качестве контрольной группы. Всего 41 юноша и 78 девушек.
Сначала студенты прошли два теста: на общие научные знания (например, знание химических реакций) и ненаучные убеждения. Набор ненаучных убеждений в тесте был сконструирован на основе тестов для других похожих экспериментов. Он включал, например, вопросы о вере в снежного человека, Атлантиду, фальсификацию высадки на Луну, астрологию, вещие сны, внеземное происхождение египетских пирамид
Баллы за тест на научные знания у всех трех групп были довольно высокими (самые высокие — у историков с углубленным преподаванием), а вера в ненаучные явления — довольно низкой (самая низкая опять же — у историков с углубленным преподаванием). Среди ненаучных убеждений были как те, которые ученые измеряли, так и те, которые их не интересовали, — чтобы студенты не знали, какие именно их убеждения интересуют ученых, и не могли намеренно занизить по ним баллы.
В курсе «Мистификации и загадки истории» студенты двух групп разбирали популярные исторические мифы, применяя критический подход к фактам и анализируя мифы о прошлом. Они также разбирали, почему современная популярная культура стремится мифологизировать прошлое. Курс содержал прямые рекомендации по формированию критического мышления, также студенты разбирали общие заблуждения и способы логических доказательств.
Группа историков с углубленным преподаванием занималась тем же самым, но студенты еще и работали в семинаре, где готовили самостоятельные проекты, исследующие доказательства тех или иных паранормальных явлений. Контрольная группа психологов изучала методы исследовательской работы в обычном порядке.
После завершения курса все студенты, включая контрольную группу, снова прошли все тесты. А затем ученые применили к обработке результатов дисперсный анализ.

Оказалось, что ненаучные убеждения у двух испытуемых групп, хотя и были изначально низкими, снизилась еще больше, а у контрольной группы психологов — нет. Ниже всего вера в ненаучные явления была у историков с углубленным преподаванием, и они же больше всего уменьшили балл по этому тесту после курса, особенно в тех темах, которые разбирали непосредственно в рамках курса. Но и ненаучные убеждения, которые не затрагивались в курсе, тоже уменьшились.
Ученые сделали вывод, что специальный исторический курс может формировать навыки критического мышления, и это уменьшает веру в псевдонаучные и паранормальные явления. Сильнее всего этот эффект сказывался на убеждениях, которых непосредственно касался курс, но отражался и на темах, с ним не связанных. Это подтверждает существующее представление, что навыки критического мышления можно обобщить и применять за пределами дисциплины, в которой они изучаются.
Ученые порекомендовали исследователям обратить внимание на роль гуманитарных наук в уменьшении веры в псевдонаучные и лженаучные явления.
Исследование опубликовано в журнале Science and Education.
Кроме прочего, исследователи отметили, что больше всего свои убеждения относительно некоторых ненаучных явлений изменили студенты с более гибким мышлением, изначально настроенные воспринимать новые аргументы. Это говорит об их интеллектуальной скромности — феномене, признаки которого выявил недавно другой коллектив исследователей.
Евгения Щербина