Ученые впервые исследовали гигантского корабельного червя

Филиппинские, французские и американские океанологи впервые изучили живого гигантского корабельного червя Kuphus polythalamia, питающегося продуктами переработки сероводорода.

Океанологи обнаружили пять существ, принадлежащих к семейству корабельных червей, или терединид, в морском заливе филиппинского острова Минданао на глубине три метра.

Терединиды на самом деле моллюски, а червями их называют из-за формы тела. Они обладают способностью эффективно «сверлить» древесину и представляют большую опасность для деревянных судов. В передней части тела этих червей располагается двустворчатая раковина, которую они используют как бур для сверления дерева и могут проделывать в нем многочисленные ходы. Интересно, что именно эта анатомия червей-сверлильщиков вдохновила французского инженера Марка Брюнеля на создание первого проходческого щита для строительства тоннеля под Темзой.

Найденные океанологами представители Kuphus polythalamia были первыми живыми червями этого вида, которых удалось изучить. Они достигали в длину 155 см и были около 6 см диаметром.

Ранее считалось, что терединиды питаются исключительно опилками, появляющимися при сверлении дерева, перерабатывать которые им помогают симбиотические бактерии Teredinibacter turnerae, живущие в цекуме червей (слепом выросте желудка). Но оказалось, не все теренидиды питаются древесиной.

Ученые анатомируют моллюска Kuphus polythalamia. Видео: Marvin Altamia / University of Utah

Червь, найденный учеными, имел совсем другую систему пищеварения. У него отсутствовали мышцы, необходимые для органов пищеварения, и слепой вырост желудка, в котором у других теренидид живут симбионты. Однако в жабрах Kuphus polythalamia был обнаружен другой вид симбионтов — бактерии с серными глобулами.

На основе этой находки ученые предположили, что эти черви могут питаться не древесиной, а продуктами микробной деградации древесины на дне моря.

Один из продуктов донного разложения древесины — сероводород. Найденные в жабрах червей бактерии оказались тиоавтотрофами (т.е. перерабатывающими сероводород) и ранее уже встречались у брюхоногих моллюсков Crysomallon squamiferum и Alvinoconcha hessleri.

Таким образом, крошечные бактерии, поселившиеся в жабрах моллюска, перерабатывают сероводород в органический углерод, которым и питается червь. Ученые предположили, что на такой рацион червь перешел из-за смены среды обитания (прибрежное морское дно, богатое гниющей древесиной). Эволюция этих червей избавила их от прямого соприкосновения с пищей — теперь за них все делали бактерии.

Исследование опубликовано в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

О том, какие еще черви живут на дне океана, смотрите видео на «Чердаке».