Ученые нашли гусеницу, которая ест полиэтиленовые пакеты

Биологи из Испании и Великобритании случайно выяснили, что личинка большой восковой моли умеет разлагать полиэтилен. Ученые рассчитывают, что это открытие может помочь справиться с «пластиковым» загрязнением суши и океанов.

Большая восковая моль, или огневка пчелиная (Galleria mellonella), — хорошо известный пчеловодам вредитель: моль откладывает яйца в ульи, и ее личинки потом едят пчелиный воск. Пресс-служба Кембриджского университета, где работают двое соавторов исследования, сообщает, что пчеловод-любитель и по совместительству биолог из испанского университета Кантабрия Федерика Берточчини однажды нашла гусениц в своих ульях, собрала их в обычный пластиковый пакет, а затем обнаружила, что гусеницы проделали в нем дырки.

Чтобы проверить, насколько быстро личинки расправляются с полиэтиленом, ученые выдали сотне гусениц пакет из британского супермаркета и установили, что первые дыры в нем появились уже через 40 минут, а за 12 часов гусеницы «переработали» 92 миллиграмма. Как отмечают исследователи, это впечатляющая скорость: бактериям, у которых ранее нашли способность к разрушению полиэтилена, на это требуются месяцы или в лучшем случае недели, пишут авторы статьи.

Фото: César Hernández / CSIC

При этом гусеницы не просто механически грызут пакет, прожевывая в нем дыры, а действительно разрушают полимерные цепочки полиэтилена, превращая его в этиленгликоль. В этом ученые удостоверились, раздавив несколько гусениц и покрыв получившейся массой пленку. Авторы статьи предполагают, что разлагать полиэтилен личинкам моли помогает тот же химический механизм, с помощью которого они едят воск — тоже полимер, который ученые сравнивают с «естественным пластиком».

Пока механизм биодеградации воска и полиэтилена, найденный у гусениц, изучен недостаточно хорошо — этому будут посвящены дальнейшие исследования группы. Ранее похожие способности нашлись у личинок другого вида моли, которым «переваривать» полиэтилен помогают бактерии. Ученые отмечают, что, если за разложение полиэтилена у самих личинок или микроорганизмов в их пищеварительной системе отвечает какой-то один фермент, с помощью современных биотехнологий его, вероятно, можно будет производить и в промышленных масштабах. Сейчас гусениц этого вида разводят в коммерческих целях в качестве наживки для рыбалки.

Статья ученых опубликована в журнале Current Biology.

Гусеницы — интересные существа: одни скребут анусом о лист, чтобы собраться вместе, другие защищаются от врагов с помощью муравьев-«телохранителей».

Ольга Добровидова