Фитнес-браслеты плохо считают расход калорий

Физиологи из Швеции и США выяснили, что фитнес-браслеты хорошо измеряют частоту сердцебиений, но довольно плохо — расход калорий при физической активности.

Фитнес-браслеты, или фитнес-трекеры, — портативные устройства, которые регистрируют данные по уровню пульса, подсчитывают число потраченных калорий, время в покое и движении. Их используют и в медицинских целях, поэтому специалистам важно знать, насколько точно эти устройства измеряют показатели.

Ученые протестировали точность измерений сердечного ритма и расходов энергии у самых распространенных девайсов моделей Apple Watch, Basis Peak, Fitbit Surge, Microsoft Band, Mio Alpha 2, PulseOn, и Samsung Gear S2.

В эксперименте участвовали волонтеры в возрасте от 20 до 40 лет, из них 29 мужчин и 31 женщина, все разного возраста, роста, веса, цвета кожи и физической подготовки. Участники с надетыми гаджетами сидели, бегали, ходили и ездили на велосипеде. При этом у них постоянно замерялся пульс и рассчитывался расход энергии. Для каждого набора признаков (сердечный ритм, энергозатраты) была рассчитана ошибка — отношением между истинным значением и значением, которое замерил фитнес-трекер.

Меньше всего ошибка при измерении фитнес-браслетом сердечного ритма была при езде на велосипеде (1%), а больше всего — при ходьбе (5,5%). Это ученые сочли нормальной погрешностью. Чем больше у человека был индекс массы тела и темнее кожа, тем больше была ошибка. Также было отмечено, что для мужчин ошибка была выше, чем для женщин. Лучше всего себя показал трекер Apple Watch, наибольшая погрешность оказалась у Samsung Gear S2.

Однако при измерении расхода калорий ни один гаджет не смог показать результат с погрешностью менее 20 процентов. Точнее всего во всех видах активности оказались Apple Watch, а меньше всего точность в измерении расхода калорий была у PulseOn. Последний показал расход калорий с ошибкой в 92,6%.

Ученые пришли к выводу, что наручные устройства довольно точно измеряют сердечный ритм для изученных нагрузок, но весьма неточно определяют расход калорий. Вероятно, это сильно связано с индивидуальными особенностями человека. Так, предыдущие исследования показали, что одна и та же активность в течение одного времени может расходовать от 400 до 800 килокалорий в зависимости от роста и веса человека.

Ученые предложили варианты перерасчета формул, используемых трекерами для расчета физических показателей, на основе собственных алгоритмов.

Работа была опубликована в журнале Journal of Personalized Medicine.

Ранее ученые выяснили, что и для похудения фитнес-трекеры не лучший вариант.