Все новости

Художники видят статичные объекты, архитекторы — динамичные границы

Британские психологи, лингвисты и нейробиологи выяснили, что художники видят на картинках слои и трехмерные объекты в двумерном пространстве, архитекторы скорее видят границы, а скульпторы — и то и другое.

Британские ученые решили проверить представление о том, что профессия влияет на то, как человек воспринимает мир. Для этого пригласили 16 людей трех профессий — художников, архитекторов и скульпторов, у каждого из которых было по крайней мере восемь лет опыта. В качестве контрольной группы выступали 16 людей других, не связанных с этими профессий.

Участникам показывали картинку из Google street view, базилику святого Петра и сгенерированную компьютером сюрреалистическую картинку. Затем людей просили описать, что они видят на картинке, что бы они изменили и как бы они исследовали пространство того, что изображено на картинке.

Затем исследователи разбили элементы ответов по категориям для анализа с использованием лингвистической техники под названием «когнитивный дискурс-анализ». С ее помощью определяют, как те или иные языковые конструкции отражают то, как человек думает и как воспринимает мир в конкретных общественных, культурных, политических и других условиях.

В итоге ученые выявили систематические языковые паттерны в речи художников, архитекторов и скульпторов.

Художники пытались описать изображенные на картинке объекты, как если бы они были трехмерными, хотя сама картинка была двумерная. Архитекторы чаще описывали барьеры и границы пространства и использовали более динамичные термины. Ответы скульпторов находились где-то посредине.

Например, в ответ на вопрос, как бы они изменили пейзаж из Google Street View, художник ответил: «Я хотел бы выпрямить диагональ дороги и сделать ее более плоской к нижнему краю, сгладить ее, я бы хотел, чтобы тут было меньше углов». Архитектор же сказал: «Надо бы отвести этот барьер к реке, было бы неплохо пройтись по краю и почувствовать, что вы прямо над водой … так что наличие сплошной балюстрады немного препятствует вам…»

Художники и архитекторы также отличались в том, как они описывали самую дальнюю точку пространства: художники называли ее задним фоном (back), а архитекторы — концом (end).

Изображение из Google Street View, картина интерьеров Базилики Св. Петра и абстрактный ландшафт, которые демонстрировали участникам. Изображения: Claudia Cialone, Thora Tenbrink,Hugo J. Spiers / Cognitive science
Изображение из Google Street View, картина интерьеров Базилики Св. Петра и абстрактный ландшафт, которые демонстрировали участникам. Изображения: Claudia Cialone, Thora Tenbrink,Hugo J. Spiers / Cognitive science

«Вероятно, термин „конец“ имеет временные коннотации даже в совершенно пространственном контексте, что указывает на концептуальный путь через изображенные пространства, как если бы они были пространствами реального мира… В свою очередь термин „задний фон“, по-видимому, отражает более „статичную“ коннотацию рассматриваемого региона или фиксированное местоположение на изображении», — пишут исследователи, подразумевая, что для архитекторов изображение как бы «длится» во времени, а для художников оно более статично и состоит больше из слоев и объектов, чем линий и границ.

«Возможно, эта языковая модель художников мотивирована основной механикой создания картин — последовательное накладывание статичных слоев», — предположили ученые.

Контрольная группа давала менее сложные ответы и на дальней точке пространства не акцентировала внимание. Кроме того, представители всех трех профессий обращали намного больше внимания на материалы, из которых состоят поверхности. Особенно это касалось скульпторов.

На основе этих результатов ученые сделали вывод, что профессиональная подготовка и практика в живописи, скульптуре и архитектуре приводит к изменениям в том, как человек понимает пространство, а следовательно, и к изменениям в его языке. То есть обучение и опыт работы в какой-то сфере в данном случае действительно влияют на то, как человек видит мир.

Исследование опубликовано в журнале Cognitive Science.

Ранее британские лингвисты и психологи выяснили, какие чувства люди выражают через местоимения.

 Евгения Щербина