Найдены самые древние свидетельства употребления человеком картофеля

Ученые из Университета Юты нашли доказательства того, что коренные народы Северной Америки использовали в пищу дикий картофель уже 10 000 лет назад.

История употребления дикого картофеля до его искусственного разведения людьми хорошо изучена и ограничивалась до недавнего времени Южной Америкой. Так, в 2016 году ученые получили доказательства, что индейцы в Андах культивировали картофель около 5000 лет назад. В Северной и Центральной Америке известно не менее 20 диких видов корнеплодов из рода Solanum (семейство пасленовые), но их значение в диетах древних американцев еще не было установлено. Американские археологи восполнили этот пробел и сделали анализ крахмальных гранул, найденных в одном из мест древних раскопок.

Данные об использовании диких сортов картофеля Solanum tuberosum уже были получены в Южной Америке, в долине Касма, в Перу, и датированы возрастом 7800 лет, хотя у ученых нет единого мнения, были это дикие или уже одомашненные растения. Для нового исследования ученые использовали находки с участка North Creek Shelter в южной части штата Юта. Там были найдены множественные свидетельства жизнедеятельности древних людей: очаги и ямы, каменные орудия, остатки растений и животных. Раскопки показали наличие семи культурных слоев, начиная с 11 500 лет назад.

Ученые исследовали остатки на поверхности 101 каменного орудия, найденного здесь. Поверхности 24 инструментов содержали 323 крахмальные частицы, из которых девять гранул были окончательно определены как принадлежащие дикому сорту картофеля Solanum jamesii, и 61 гранула определена как вероятная частица этого растения. Радиоуглеродный анализ каменных инструментов, на которых были найдены остатки картофеля, показал возраст в 10 900 — 10 100 лет. И это открытие, по словам ученых, является самым ранним документированным подтверждением использования картофеля в Северной Америке. А так как в Европу картофель пришел из Америки, то, возможно, это самые древние остатки картофеля в мире.

Ранее археологи уже находили следы использования людьми диких растений до начала их культивирования. Так, дикий овес использовали в Италии 32 600 лет назад, а дикий ячмень и пшеницу в Израиле — 23 000 лет назад.

Исследование опубликовано в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.