Сильная магнитная буря обрушилась на Землю

Магнитная буря третьего уровня по пятибалльной шкале прямо сейчас происходит на нашей планете из-за того, что Земля попала в поток быстрого солнечного ветра.

Судя по данным космического аппарата ACE, находящегося на линии Солнце—Земля в точке гравитационного равновесия L1, в настоящий момент планета проходит наиболее скоростную часть потока и испытывает наибольшее воздействие, сообщает пресс-служба Физического института имени П.Н. Лебедева РАН.

«Земля вошла в поток быстрого ветра вчера, около 9 утра по московскому времени, когда скорость окружающей плазмы увеличилась с 300—350 км/сек (уровень, на котором она держалась последние дни) до примерно 500 км/сек. Первое соприкосновение с потоком перевело магнитное поле Земли в возмущенное состояние, в котором оно находилось до конца дня. Примерно около полуночи скорость солнечного ветра, обдувающего Землю, увеличилась до 650—700 км/с и сейчас находится на этом уровне, превышающем среднее значение почти в два раза», — говорится в сообщении.

Ученые считают, что в настоящий момент наша планета проходит наиболее скоростную часть потока и испытывает наибольшее воздействие, но более высокого уровня достигнуть уже не сможет. Уровень колебаний магнитного поля Земли, принимающего на себя основное воздействие, соответствует сейчас уровню Kp=7, что классифицируется как сильная магнитная буря.

Ожидается, что Земля будет находиться внутри потока еще около суток. В это время вероятность возмущений магнитного поля нашей планеты будет существенно повышена. Ученые прогнозируют, что магнитное поле Земли полностью успокоится к середине завтрашнего дня, 29 сентября.

Солнечный ветер — это поток плазмы, который непрерывно вытекает из атмосферы звезды во всех направлениях. Его скорость увеличивается с удалением от Солнца и на уровне орбиты Земли составляет в среднем около 400 км/с. Но из-за того, что на звезде есть центры активности и области более высокой и более низкой температуры, это отражается на скорости отдельных потоков плазмы. Наиболее быстрые потоки солнечного ветра вытекают из наиболее холодных участков солнечной короны — корональных дыр.

Корональные дыры часто «живут» по нескольку оборотов Солнца, поэтому и производимые ими быстрые потоки ветра также являются стабильными образованиями. Некоторые из них «бьют» по Земле несколько раз — при каждом повороте Солнца к планете соответствующей стороной. Возникающие при таких ударах магнитные бури являются повторяющимися — они оказываются разделены шагом в 27 дней, совпадающим с периодом вращения Солнца. Это дает возможность прогнозировать такие бури на 27 дней вперед.