Девочки более склонны причинять себе вред, чем мальчики

Ученые из Университета Манчестера провели популяционное когортное исследование и выяснили, что девочки наносят себе физические повреждения в несколько раз чаще мальчиков.

Как отмечают ученые, число детских и подростковых самоубийств в последние десятилетия значительно выросло. Во многих странах — вторая по частоте причина смерти молодых людей в возрасте от 10 до 25 лет. Один из факторов риска суицида — нанесение себе телесных повреждений. По этой причине, например, в Великобритании одно из ключевых стратегий снижения числа самоубийств — уменьшение количества случаев самоповреждения.

Команда ученых из Университета Манчестера проанализировала тенденции, которые прослеживаются в количестве самоповреждений, нанесенных себе детьми и подростками в возрасте от 10 до 19 лет за период с 2001 по 2014 год, а также риски смерти при этом.

Для этого ученые обратились к британской базе данных электронных медицинских карт (the Clinical Practice Research Datalink, CPRD), в которой содержится более 4,4 млн записей из 674 лечебных учреждений Великобритании. База охватывает данные о 6,9% населения страны.

Все данные о случаях самоповреждения у детей и подростков ученые разделили на категории на основании пола и возраста пострадавших (10−12, 13−16, 17−19 лет).

За период с 2001 по 2014 год было зафиксировано 16 912 случаев причинения себе вреда среди детей и подростков, из них 12 398 (73.3%) случаев пришлось на девочек и 4514 (26.7%) — на мальчиков, то есть соотношение составило 37,4 случая на 10 000 у девочек и 12,3 случая на 10 000 у мальчиков.

Также ученые выявили тревожную тенденцию: за период с 2011 по 2014 год частота случаев самоповреждения у девочек в возрасте от 13 до 16 лет выросла на 68%. При этом наибольшее количество случаев было зафиксировано в социально неблагополучных районах, где дети редко имеют возможность обратиться к специалисту.

По мнению ученых, девочки данной возрастной группы наносят себе вред по нескольким причинам. Влияние на них оказывают как биологические факторы (половое созревание), так и повышение общего уровня стресса в окружающей среде. Вполне вероятно, что значительную роль играет широкий доступ к интернету и контенту, в котором поощряется или нормализуется причинение вреда себе в качестве реакции на стресс. Кроме того, девочки намного чаще недовольны своей внешностью. При этом в Великобритании разница по уровню удовлетворенности внешностью между девочками и мальчиками была самой значительной, по сравнению с детьми из 14 других стран. Но возможно, на результаты также оказало влияние и то, что девочки чаще обращаются к врачам.

Исследование опубликовано в журнале BMJ.

Ранее ученые выяснили, что расстройство поведения у подростков имеет половые различия.