Биологи уточнили реакцию хомячков на заражение кошачьей двуусткой

Биологи из Томского госуниверситета и Сибирского государственного медицинского университета в сотрудничестве с западными коллегами выяснили, что организмы самок и самцов хомячков по-разному реагируют на данный вид паразитов.

Исследователи из Томского государственного университета, Сибирского государственного медицинского университета и нескольких зарубежных научных лабораторий изучили, как меняется обмен веществ у самцов и самок сирийского хомячка (Mesocricetus auratus) в ответ на заражение кошачьей двуусткой (Opisthorchis felineus).

В исследовании использовали 30 здоровых взрослых животных: 15 самок и 15 самцов. Их разделили на три равные группы. Каждого хомячка из одной группы заразили 15 личинками кошачьей двуустки, из другой — 50 личинками, а животных третьей группы не инфицировали паразитами. За состоянием всех хомячков следили в течение 32 недель. Каждые две недели у них брали мочу и кал на анализ. Состав мочи определяли методом ядерного магнитного резонанса (ЯМР).

Выяснилось, что изменение содержания ряда веществ в моче со временем практически не зависит от того, насколько сильно были заражены хомячки — 50 или 15 личинками двуустки. В первую очередь имел значение пол зверька. Концентрация ряда веществ существенно менялась только у самцов (например, пантотеновой кислоты и L-изолейцина), а некоторых других — только у самок (например, тирозина и никотиновой кислоты). Содержание желчных кислот в моче по мере развития инфекции менялось у животных обоих полов.

Хотя четкого профиля различий по составу мочи между сильно инфицированными, слабо инфицированными и не инфицированными животными не удалось установить, описанное исследование имеет большое значение. Это первая работа, в которой одновременно изучили реакции представителей обоих полов на паразита.

Кошачья двуустка — это паразитический плоский червь, заражающий людей и животных, питающихся рыбой: кошек, собак, лис и других. Она особенно распространена на территории России и стран СНГ. Заражение происходит при поедании сырой или недостаточно прожаренной (сваренной) рыбы. Эта двуустка вызывает заболевание из группы описторхозов. Они не характеризуются никакими особыми симптомами, все они неспецифические: крапивница, слабость, утомляемость, тошнота и рвота, понос и лихорадка.

Одна из основных опасностей описторхоза заключается в том, что его наличие многократно повышает вероятность образования холангиокарциномы — злокачественной опухоли желчных протоков. На данный момент единственный эффективный способ лечения этой болезни — полное удаление опухоли. Однако далеко не всем пациентам удается его сделать, так как характерные симптомы начинают проявляться лишь на последних стадиях холангиокарциномы. Поэтому особенно важно устранить факторы риска этого заболевания, а в их число, как уже было сказано выше, входит заражение кошачьей двуусткой.

Соответствующая научная статья опубликована в журнале PLOS ONE.

Ранее ученые описали паразита, который паразитирует на других паразитах.