В Роскосмосе разработали концепцию мониторинга состояния космической техники

Специалисты НИИ физических измерений разработали концепцию комплексной системы мониторинга работоспособности космической техники и инфраструктуры на основе использования датчиков и актуаторов из «умных» композитов.

Впервые концепцию такой системы специалисты НИИ физических измерений (НИИФИ) Роскосмоса представили на прошедшем в Минске VII Белорусском космическом конгрессе. Коротко о ней рассказывает пресс-релиз входящего в Роскосмос холдинга «Российские космические системы» (РКС).

«Умные» материалы способны заметно и контролируемо менять какие-либо свойства под внешним воздействием — с изменением температуры, давления, электромагнитных полей. К ним относятся, например, волоконные пьезокомпозиты, на основе которых производят макроволоконные актуаторы для ракетно-космической техники. Такие устройства содержат пьезокерамические волокна и электроды, и деформируются при приложении напряжения. Это позволяет использовать их в составе как датчиков, так и актуаторов, подвижных «приводов», реагирующих на команды оператора.

В самом деле, «умные» материалы могут сочетать функции мониторинга, контроля и диагностики состояния конструкций, и их использование легло в основу разработанной в НИИФИ концепции системы структурного мониторинга работоспособности (СМР). СМР — это инновационный метод оценки качества, повышения надежности и безопасности, прогнозирования остаточного ресурса различных объектов.

Созданная в НИИФИ система СМР опирается на комплексный подход, в рамках которого реализованы специализированные физико-математические и топологические модели, алгоритмы выработки управляющих воздействий, программы расчета локализации макроволоконных актуаторов для широкого повышения эффективности мониторинга и надежности.

Отмечается, что в НИИФИ разработана технологическая линейка производства пьезокерамических компонентов разного типа на основе цирконата-титаната свинца (ЦТС), включая пленочные, волоконные, композитные элементы и пьезо-микроэлектромеханические системы (МЭМС). Это дает возможность освоить производство макроволоконных композитов и изготовление на их основе актуаторов, датчиков, сенсорных сетей и системы СМР. Аналогичные решения могут быть реализованы и в других областях промышленности и транспорта.

О функциях космических спутников и о том, что будет, если они исчезнут, читайте на «Чердаке».