Марсоход Curiosity засек повышение уровня метана

Марсоход Curiosity обнаружил резкое повышение концентрации метана. Несколько измерений показали десятикратный прирост, и ученые предполагают, что этот метан может быть продуктом жизнедеятельности бактерий.
В сообщении NASA подчеркивается, что бактериальная версия не является единственной. Метан мог получиться и при взаимодействии оливина (горной породы) с водой или при разложении органических молекул в почве под действием ультрафиолета. Возможно, газ попал в атмосферу и из падающей на планету космической пыли: метана в Солнечной системе много, причем в основном он имеет не биологическую природу. Однако в любом случае речь идет о каком-то локальном источнике, в пользу этого говорит резкое изменение показателей зимой 2013/2014 года.

В журнале Science опубликована статья специалистов из 18 разных научных центров в США, Испании, Канаде, Мексике и Франции. Ученые проанализировали собранную марсоходом информацию и сопоставили ее с другими данными о метане на Марсе. За этим газом астрономы следили давно при помощи спутников Mars Global Surveyor и Mars Express, а также инфракрасных телескопов на Земле. Вместе с новыми измерениями получается весьма запутанная картина, которая не вписывается ни в одно из простых объяснений.

Прошлые данные указывают на то, что в некоторых местах Марса метана еще больше, но опять-таки источник газа однозначно не установлен. Известно, что концентрация метана в районе высадки Curiosity (кратер Гейла) меняется вместе со сменой времен года, однако разные инструменты на разных спутниках давали прямо противоположные результаты. Марсоход отметил появление метана зимой, зимой же повышение концентрации газа зафиксировал спектрометр Mars Express, а вот приборы на борту Mars Global Surveyor фиксировали пик метана осенью. Ученые проверили даже версию о падении метеорита рядом с марсоходом (это могло бы повлечь выброс метана из грунта), однако на спутниковых снимках кратера Гейла новых кратеров увидеть не удалось.