Дрозофилам на МКС устроят искусственную гравитацию

Институт медико-биологических проблем РАН вместе с коллегами из других российских научных учреждений проведет на борту МКС опыты с малой центрифугой. Ее ускорение заменит гравитацию дрозофилам.

Эксперимент планируется провести лишь в 2020—2024 годах, пока ведутся подготовительные работы по созданию небольшой центрифуги с маломощным мотором. В ходе эксперимента личинкам мух и червей-нематод дадут сперва вылупиться на станции, а затем поместят их в центрифугу. Та будет вращаться, создавая искусственный аналог гравитации. Цель опыта — проверить, насколько частота случайных мутаций у дрозофил в условиях искусственной гравитации будет отличаться от частоты мутаций в условиях стандартной для МКС невесомости, пишут «Известия».

Дело в том, что опыты на дрозофилах в космосе проводились еще в начале космической эры, однако до сих пор не вполне ясно, что заставляет их мутировать на орбите быстрее, чем в земных условиях. Причиной этого может быть как космическая радиация, которая на МКС заметно сильнее, чем на Земле (там космонавтов не защищает атмосфера), так и микрогравитация. Ответ на вопрос об истинной причине мутаций поможет оценить мутагенную опасность невесомости и для людей.

В перспективе центрифуги, подобные той, что испытают на мухах и червях, пригодятся и самим космонавтам. Именно невесомость, а не радиация — главная угроза их здоровью. От нее постепенно снижается (хотя и обратимо) зрение, падает прочность и масса костей, а также атрофируются мышцы.

Доставка на орбиту искусственных центрифуг позволит космонавтам спать в них и тем самым во многом избегать негативного воздействия невесомости.