Российские физики создали метод бесконтактного контроля сверхпроводников

Физики МИФИ разработали технологию бесконтактного поиска дефектов в длинных сверхпроводящих проводах по линиям магнитного поля, которое создает текущий по ним ток.

В транспорте, энергетике, медицине и науке высокотемпературные сверхпроводники применяются все шире. Материалы, переходящие в состояние с нулевым электрическим сопротивлением при температуре выше точки кипения азота (-196 °С), позволяют, например, создавать мощные магнитные поля, необходимые для работы томографов и поездов-маглевов. Активно развиваются технологии производства ленточных проводов — композитов, в которых нанометровые пленки сверхпроводящей керамики чередуются с промежуточными слоями, нанесенными на металлическую (например, стальную) подложку, и укутанных покрытием из серебра и меди.

Получение таких длинных и сложных структур сопряжено с рядом серьезных трудностей, поэтому они получаются недостаточно однородными, а способность переносить ток без потерь на разных участках проводника может сильно меняться. Это создает необходимость в создании метода эффективного контроля транспортных характеристик длинных проводящих лент. Такую технологию предложили Алексей Подливаев и Игорь Руднев из Национального исследовательского ядерного университета МИФИ.

Бесконтактный метод основан на прецизионных измерениях магнитного поля, которое создает ток, текущий по композитному проводу. Структура этого поля позволяет заметить дефекты проводника и области с пониженными транспортными характеристиками.

Сейчас методику продолжают дорабатывать.

Работа представлена в статье, опубликованной журналом Superconductor Science and Technology.

Ранее российские и британские исследователи впервые смогли показать на одном объекте и классическое, и квантовое смешение электромагнитных волн.