Сверчки научились переживать зиму за счет выделительной системы

Якутские и канадские ученые показали, что полевой пенсильванский сверчок во время зимнего покоя продолжает использовать воду, но перестраивает ее обмен за счет изменения физиологии белков — переносчиков ионов — в клетках мальпигиевых трубочек.

Ряд насекомых переживает холодное время года, и полевой пенсильванский сверчок (Gryllus pennsylvanicus) — одно из них. Даже при низких температурах он выделяет мочу, и исследователи хотели понять, как при этом у сверчка поддерживается постоянный ионный состав гемолимфы — аналога крови у ряда беспозвоночных. Чтобы узнать это, они неделю держали одну группу насекомых в условиях пониженной температуры (12 градусов Цельсия), а другую — в условиях нормальной температуры (21 градус Цельсия). После измеряли, какое количество мочи производят их органы выделения — мальпигиевы трубочки.

Кроме того, ученые оценивали у сверчков активность работы двух белков, переносящих ионы — натрий-калиевой АТФазы и вакуолярной АТФазы. Первая АТФаза обменивает ионы натрия на ионы калия и встроена в наружные мембраны клеток, вторая переносит ионы водорода и находится в мембранах вакуолей — органоидов внутри клеток. Для этой части работы исследователи вырезали из насекомых мальпигиевы трубочки и делали гомогенную смесь из тканей задней части их кишечника. Активность получившихся препаратов измеряли при температурах от 4 до 25 градусов Цельсия.

В любых условиях мальпигиевы трубочки из живших в холоде сверчков медленнее производили мочу, чем аналогичные органы сверчков, которых содержали при нормальной температуре. Натрий-калиевая АТФаза в препаратах первой группы работала интенсивнее, то есть приносила больше ионов в клетки и тем самым способствовала концентрации мочи. Однако активность вакуолярной АТФазы у всех насекомых была одинаковой. Принципиальной разницы между физиологией гомогенатов кишечника у сверчков двух групп не нашли.

Из этих данных исследователи сделали вывод, что при пониженных температурах состав гемолимфы у пенсильванских сверчков поддерживается за счет более интенсивного функционирования натрий-калиевой АТФазы в органах выделительной системы. Она обеспечивает выделение малого количества мочи.

Научная статья опубликована в журнале Comparative Biochemistry and Physiology Part A: Molecular & Integrative Physiology.

Разные животные по-разному приспосабливаются, чтобы пережить зиму. Например, у землероек на зиму усыхает мозг.