Мужчины тяжелее переносят простудные заболевания

Канадский ученый получил некоторые доказательства того, что у мужчин острые респираторные заболевания и грипп действительно протекают сложнее, чем у женщин.

Многие слышали расхожую шутку о мужчинах, которые «умирают при температуре 37,2». Объективно ли мужчины переносят ОРЗ тяжелее, чем женщины, или просто любят жаловаться, решил выяснить ученый из Канады Кайл Сью.

В англоязычной литературе есть даже специальный термин man flu («мужской грипп»). Оксфордский словарь определяет это понятие как преувеличение мужчиной тяжести симптомов простуды или иного незначительного заболевания. «Но мужчины, возможно, вовсе не преувеличивают, а просто имеют более слабую иммунную реакцию на вирус, что ведет к более тяжелому течению заболевания», — отмечает автор нового исследования.

Медик провел метаисследование: он изучил данные и результаты нескольких десятков исследований, опубликованных в крупнейших базах данных (PubMed, Web of Science, Scopus и т.д.), посвященных этой теме, проведенных на людях и на животных.

Он пришел к выводу, что мужчины действительно имеют более высокий риск госпитализации и более высокий уровень смертности от гриппа в сравнении с женщинами. Кроме того, у них чаще случаются осложнения после перенесенного гриппа или ОРЗ. Тем не менее он отмечает, что требуются дополнительные исследования этой проблемы.

Интерпретируя данные исследований, Сью предполагает, что более слабый иммунитет может быть обоснован эволюционно: это позволяло мужчинам тратить ресурсы на более важные для них биологические процессы, такие как физическое развитие и размножение. Кроме того, в самой стратегии отлеживаться при малейшем недомогании также есть эволюционный смысл, считает ученый. В давние времена ослабленные болезнью мужчины благодаря этому скрывались в своем жилище и получали помощь от окружающих, а не становились жертвой хищников.

Статья опубликована в рождественском выпуске British Medical Journal, в котором редакция традиционно делает подборку не только полезных, но и забавных исследований.

Ранее шведские ученые выяснили, что европейские мужчины за последние 100 лет стали чувствовать себя более здоровыми, в то время как женщины, наоборот, начали чаще жаловаться на здоровье.