Все новости

Ученые из ТГУ сумели сделать легкие сплавы более прочными

Ученые из Томского государственного университета нашли новый способ сделать алюминиевые сплавы более прочными при помощи наночастиц, получаемых ударной волной.
На сегодняшний день легкие и сверхлегкие композитные материалы — искусственно созданные неоднородные материалы, состоящие из двух или более компонентов — широко применяются в самых разных отраслях: аэрокосмическом строительстве, судостроении, электротехнике, машиностроении и так далее. Например, аэробус А380, являющийся одним из самых больших авиалайнеров, почти на 80% состоит из разных композиционных материалов.

Ученые всего мира работают над тем, чтобы сделать легкие и сверхлегкие композиты более прочными. Однако, по словам заведующего лабораторией нанотехнологий металлургии Томского государственного университета Сергея Ворожцова, исследователи сталкиваются с технической проблемой. Прочностные характеристики металла можно улучшить за счет добавления в него микрочастиц и наночастиц, но их очень сложно ввести в металл, поскольку частицы, особенно микроскопических размеров, очень плохо смачиваются жидким металлом. Помимо этого, из-за своего малого размера они сильно склонны к слипанию.

Журнал Metallurgical and Materials Transactions опубликовал статью, рассказывающую о результатах работы физиков из Томского государственного университета. Ученые добавили в лигатуру — сплав из двух и более компонентов, предназначенный для введения в жидкий металл тугоплавких элементов, — тугоплавкие частицы, затем обработали лигатуру ударной волной и получили плотный алюминиевый прут с концентрированным содержанием наночастиц. При введении в жидкий металл они хорошо смачиваются. Равномерно распределить частицы в сплаве ученым помогло мощное ультразвуковое воздействие на металл. Новый способ позволяет увеличить прочностные характеристики легких сплавов на 20—30%. При этом другие свойства металла, например теплопроводность, также улучшились.

Исследователи и дальше собираются работать над поиском оптимальных составов новых сплавов, которые смогут работать в условиях повышенной нагрузки, говорится в сообщении пресс-службы университета.