Ученые призывают готовиться к сильным наводнениям

Немецкие эксперты из Института изучения климата (Потсдам) в сотрудничестве с коллегами из Нью-Йорка прогнозируют рост риска сильных наводнений по всему миру в ближайшие тридцать лет.

Наводнения, вызванные разливом рек, — самые распространенные и самые разрушительные стихийные явления в мире, согласно отчету Межправительственной группы экспертов по изменению климата. В последнее время сила наводнений выросла, а вместе с тем увеличились объем имущества и доля населения, которые подвергаются опасности от них. Однако это напрямую не связано с человеческими жертвами и прямым ущербом имуществу — они, наоборот, снижаются с 1990-х годов благодаря эффективным мерам защиты.

Наводнения с периодом повторяемости 100 лет классифицируются как особо опасные или катастрофические. По имеющимся прогнозам, потепление климата приведет к тому, что такие наводнения станут угрожать большему, чем в настоящее время, числу людей. Ученые оценили, как проявится эта тенденция в разных регионах планеты, а также выяснили, насколько нужно усилить меры по защите от наводнений.

Для расчета условий, которые вызывают наводнение, исследователи запускали в разных комбинациях 10 глобальных гидрологических моделей, пять глобальных климатических моделей, четыре сценария изменения концентрации парниковых газов, а также модель поведения речного русла для двух временных промежутков: исторический период 1971—2004 годов и период будущего — 2035—2044 годы. Основным показателем был годовой максимум дневного расхода воды в реках, зависящий как от гидрологических особенностей, так и от климатических изменений — в первую очередь, количества осадков. Результаты корректировались с учетом данных наблюдений для разных регионов планеты.

По величине максимума дневного расхода воды рассчитывался уровень возможного подъема воды в русле реки, что позволяло вычислить площадь гипотетически затопленной территории и число людей, оказавшихся в районе бедствия. Для сравнения исследователи выбирали те наводнения, которые входили по охвату населения в верхнюю десятую долю всех наводнений за данный временной период, то есть ученые получали число людей, которых затронет 10% самых сильных наводнений в изучаемом регионе.

Ученые установили, что угроза сильных наводнений особенно возрастет для густонаселенных пригородов Шанхая, Гонконга, Джакарты, Мексико, Сан-Паоло, Буэнос-Айреса и Каира, тогда как сами метрополии останутся в относительной безопасности. Гидрологическая ситуация в ближайшие 30 лет значительно ухудшится в бассейнах крупных рек — Нигера, Замбези, Нила, Янцзы.

Наибольшую тревогу исследователей вызывает азиатский регион, так как в нем наблюдаются наивысшие риски катастрофических наводнений на сегодняшний день, а также самый сильный рост риска выхода водной стихии из-под контроля в будущем. Так, например, в одном Пакистане число людей, живущих на опасной территории, вырастет, по расчетам ученых, с 6 до 11 миллионов человек. Коснутся изменения и Европу: опасными с точки зрения наводнений станут побережья Германии и Польши, а также французские территории, по которым несут свои воды Рона, Луара и Сена.

Меры по защите от наводнений, включающие необходимую инфраструктуру, оповещение населения, страховые схемы и прочие хозяйственно-экономические факторы, необходимо будет применять практически во всех регионах, правда в разной степени. Условно, в штате Иллинойс — поднять уровень защиты на три пункта, а во Франции — достаточно на один.

Исследователи подчеркивают, что для избежания нежелательных изменений климата и сдерживания наводнений нужно придерживаться Парижских соглашений.

Статья опубликована в журнале Science Advances.

Также ученые недавно заметили, что на планете из-за войн и изменения климата снова ускорились темпы роста голода.