Все новости

Формула тюменских хирургов поможет понять, нужен ли пациенту кардиостимулятор

В октябре 2017 года сотрудник Тюменского кардиологического научного центра представила на 28-м Международном конгрессе по кардиологии в Пекине формулу, по которой можно понять, поможет ли конкретному пациенту электрокардиостимулятор.

Здоровое сердце перекачивает кровь посредством синхронного и последовательного сокращения предсердий и желудочков. Но из-за различных заболеваний полости сердца могут терять способность сокращаться синхронно. Такая диссинхрония приводит к снижению насосной функции сердца и сердечной недостаточности. Усиление насосной функции с помощью электрокардиостимулятора называют ресинхронизирующей терапией.

Кардиостимулятор состоит из титанового корпуса, в котором находятся микросхема и аккумулятор. Прибор следит за ритмом сердца и стимулирует его, если возникает редкий или неправильный ритм с пропусками в сокращениях. Если сердце бьется с правильной частотой и ритмичностью, кардиостимулятор просто контролирует ритм.

Современные кардиостимуляторы могу быть как однокамерными, так и многокамерными. Каждая камера предназначена для стимуляции одного из отделов сердца. При этом количество камер не определяет качество работы электрокардиостимулятора — каждый тип прибора предназначен для определенного вида нарушений сердечного ритма.

Имплантация — дорогостоящая процедура, но около трети пациентов она не помогает. Поэтому для врачей важно знать, кому из больных электрокардиостимулятор поможет, а кому нет.

Эту задачу решили врачи Тюменского кардиологического научного центра. Они поставили перед собой цель выявить признаки, по которым необходимо отбирать кандидатов на имплантацию, и создали специальную формулу, используя которую, можно предсказывать реакцию человека на установку кардиостимулятора.

При создании формулы исследователи кроме стандартных показателей — пола, возраста, длительности заболевания, данных о возбуждении желудочков (чем больше времени приходится на возбуждение желудочков, тем неблагоприятнее течение болезни и выше уровень смертности), использовали результаты дополнительных обследований, говорится в сообщении пресс-службы Центрального научно-исследовательского и опытно-конструкторского института робототехники и технической кибернетики.

Пациентам нужно было пройти УЗИ сердца, чтобы определить длительность периода аортального предызгнания, то есть время задержки выброса крови из аорты. Когда желудочек расслаблен, он вмещает в себя кровь из левого предсердия (конечный диастолический объем). А затем, сокращаясь, он выталкивает часть крови в просвет аорты (конечный систолический объем). Эту часть крови легко посчитать, и она может многое рассказать о сократительной способности миокарда. В норме выброс крови в аорту составляет 50—60%.

Чем ближе показатели пациента к нормальным значениям, тем лучше сокращается его сердце и благоприятнее прогноз для лечения. О серьезной сердечной недостаточности говорят 35—40%, но это не противопоказание к установке кардиостимулятора. Значения меньше 30% чреваты тяжелыми последствиями, и для таких пациентов установка кардиостимулятора не всегда эффективна. Другими словами, чем дольше задержка выброса крови из аорты, тем хуже, говорится в сообщении.

Ученые также учитывали уровень мозгового натрийуретического гормона, который высвобождается в ответ на стимуляцию мышечных клеток сердца, — это общепризнанный маркер тяжести хронической сердечной недостаточности.

Как сообщает пресс-служба Томского исследовательского медицинского центра, в конгрессе в 2017 году участвовали 20 285 врачей и ученых из 35 стран мира. К докладу тюменских кардиологов коллеги проявляли большой интерес.

Ранее сотрудники Кемеровской городской клинической больницы и Новосибирского государственного университета с помощью метода эхокардиографии выявили, что у больных гемофилией мужчин нередко нарушено функционирование левого желудочка сердца.