Гипотеза о предпочтении держать детенышей слева подтвердилась на моржах

Биологи Санкт-Петербургского государственного университета подтвердили на моржах и летучих лисицах, что привычка матерей держать ребенка с левой стороны от себя широко распространена в живой природе и характерна для многих млекопитающих.

Особенность женщин держать младенца именно на левой руке известна давно. Ранее считалось, что это социальное явление, затем появились данные о схожей особенности наших ближайших родственников из семейства гоминид — горилл и шимпанзе.

В предыдущем исследовании петербургские биологи показали, что детеныши млекопитающих, которые мало используют конечности для взаимодействия с потомством (лошади или китообразные), предпочитают смотреть на мать левым глазом. В новой работе ученые на примере тихоокеанских моржей и индийских летучих лисиц попытались выяснить, как используют передние конечности для взаимодействия с детенышем другие млекопитающие. У выбранных животных довольно тесная связь с детьми, поскольку они рожают только по одному детенышу — исследователям легче оценить левосторонние или правосторонние предпочтения, если мать общается только с одним отпрыском.

Ученые в течение нескольких месяцев наблюдали за моржами на острове Колючин в Чукотском море, а также за крыланами на Шри-Ланке. Индивидуальное распознавание моржей проводили с использованием фотоидентификации, а наблюдение за летучими лисицами вели через сканирующий бинокль. Для двух видов проанализировали частоту и продолжительность левого и правого позиционирования детеныша. Оказалось, что предпочтение смотреть на мать левым глазом — общее свойство, характерное для столь далеких видов млекопитающих. По словам авторов, правое полушарие мозга детенышей, обрабатывающее информацию от левого глаза, распознает значимые образы, именно оно доминирует в процессе обработки информации о матери.

У моржей и крыланов, как в случае шимпанзе и горилл, положение матери и ребенка взаимовыгодное. Когда родитель «укачивает» детеныша левой конечностью, животные контактируют именно левыми глазами, и это самое комфортное для обоих положение. У людей предпочтение держать ребенка слева появилось потому, что в нем изначально была эта характеристика млекопитающего, а освобожденные в процессе эволюции конечности лишь помогли сделать укачивание левосторонним.

Авторы отмечают, что исследование дает возможность больше узнать о том, как работает мозг млекопитающего, а также как проявляется одно из фундаментальных его свойств — асимметрия (латерализация). В будущем эти данные могут помочь, к примеру, в изучении причин детского аутизма и послеродовой депрессии у матерей.

Исследование опубликовано в журнале британского Королевского научного общества Biology Letters.

Ранее ученые обнаружили странное поведение самок орангутанов — они кормят своих детенышей, даже когда те давно вышли из детского возраста.