Моря на Титане имеют аналогичный земному общий уровень моря

Американские ученые, основываясь на последних данных, переданных космическим аппаратом «Кассини», обнаружили, что моря спутника Сатурна Титана имеют большое сходство с земными.

Титан — самый крупный спутник Сатурна, второй (после Ганимеда) по величине спутник в Солнечной системе. Как показали наблюдения астрономов, на его поверхности есть горы и многочисленные озера и моря, что делает Титан единственным, кроме Земли, космическим телом в Солнечной системе, у которого на поверхности имеется жидкость. Как показали данные аппарата «Кассини», химический состав жидкости на Титане заметно отличается от состава воды в земных водоемах: озера и моря спутника состоят в основном из этана (76—79%), пропана (7−8%) и метана (5—10%) .

Несмотря на такое различие, астрономам удалось обнаружить и большое сходство морей на Титане и Земле. Проанализировав данные, полученные радарным прибором зонда «Кассини» за несколько месяцев до того, как космический аппарат сгорел в атмосфере Сатурна, ученые обнаружили, что три моря на Титане (Лигеи, Кракена и Пунга) имеют общую эквипотенциальную поверхность. А это означает, что они образуют общий уровень моря, как это делают моря и океаны Земли. И происходит это потому, что есть жидкостное сообщение между ними или через подповерхностный слой, или посредством каналов, соединяющих моря.

Также ученые обнаружили, что более мелкие резервуары — озера на Титане — также сообщаются между собой под поверхностью и имеют общий для всех объем жидкости. К такому открытию привел анализ расположения на Титане высохших озер: все они располагались выше по уровню, чем заполненные жидкостью озера.

«Мы не видим никаких пустых озер, которые находятся ниже заполненных озер, потому что, если они будут находиться ниже этого уровня, они будут заполнены. Это говорит о том, что под поверхностью есть каналы и озера общаются друг с другом», — говорят авторы работы.

В ходе исследования ученые обратили внимание еще на одну особенность озер Титана. Большинство из них расположены в глубоких котлованах, и это выглядит, по словам ученых, «как будто вы взяли резак для печенья и вырезали отверстия на поверхности Титана». Имеется в виду, как будто в поверхность Титана вдавили гигантскую форму и вынули грунт, оставив огромный котлован под озеро. Озера окружены высокими хребтами и своим строением напоминают карстовые пещеры на Земле.

Исследование опубликовано в журнале Geophysical Review Letters.

О том, что еще делает Титан похожим на Землю, читайте на «Чердаке».