Все новости

Ученые назвали музыку универсальным языком

Музыкальные композиции, выполняющие схожие функции в разных культурах, похожи друг на друга и являются универсальным мелодическим языком, доказали ученые из США.

В животном мире существуют связи между формой и функцией звуковой коммуникации. Когда лев ревет или орел кричит — это враждебный к слушателю знак. Если музыка танцев, колыбельных песен, романсов у разных народов выполняет одни и те же функции, содержит ли она универсальные и понятные каждому элементы?

Сотрудники Гарвардского университета попросили 750 пользователей интернета в 60 странах прослушать короткие 14-секундные фрагменты народных песен, выбранных случайным образом. Композиции охватывали широкий спектр географических областей и культур — от песен сообществ охотников-собирателей до фольклора европейских народов.

После прослушивания каждой записи участники оценивали свое восприятие композиций: указывали, какие, по их мнению, функции несет музыка — танец, колыбельная, лирическая, траурная или сюжетная. В общей сложности участники прослушали более 26 000 выдержек и предоставили более 150 000 оценок. Несмотря на неосведомленность относительно происхождения мелодий, короткую продолжительность, опрошенные достоверно определяли, какие функции были у прослушанных композиций.

Во второй части эксперимента ученые попросили пользователей интернета из Индии и США, как стран с очень непохожими культурами, оценить для прослушанных песен число исполнителей, их пол и количество музыкальных инструментов. Также участники делились своим субъективным восприятием музыки, оценивали ее сложность, ритм, темп и насколько она казалась привлекательной. Оказалось, что между определенными жанрами песен и их субъективной оценкой представителями разных культур есть взаимосвязь.

По словам авторов, один из самых интересных выводов касается отношения к танцевальным и колыбельным песням. Пользователи лучше всего определяли именно эти композиции, поскольку их функции противостоят друг другу, заключают ученые. Танцевальная музыка, как правило, более ритмичная, мелодически и сложная, воспринималась участниками опроса как «более счастливая» и «более захватывающая». Колыбельные композиции, напротив, расценивались как простые, медленные и печальные песни, успокаивающие слушателя.

Чтобы подтвердить свою идею об универсальности музыки, американские ученые планируют повторить эксперимент с представителями изолированных сообществ (племен, живущих в труднодоступных местах), которые никогда не слышали мелодий, отличных от музыки своей культуры.

Исследование опубликовано в журнале Current Biology.

Какие нейронные механизмы отвечают за удовольствие от музыки, читайте на «Чердаке».