В головном мозге мышей найдены нейроны, связанные с тревогой и страхом

Американские нейробиологи обнаружили в головном мозге мышей нейроны, которые проявляют свою активность и моделируют поведение, когда животное попадает в тревожную ситуацию и испытывает страх.

Чувство страха и тревоги присуще всем живым существам и возникло в ходе эволюции как инструмент выживания в ответ на угрозу для жизни. И то, что чувство тревоги всегда возникает в опасной или неопределенной ситуации, означает, что оно имеет генетическую основу и должно управляться нервной системой. В новом исследовании нейробиологи решили прояснить этот вопрос.

Ученые стремились найти терапевтические мишени в мозге для лечения тревожных расстройств у людей, при которых состояние страха и тревоги начинает проявляться без веских причин, и возникают психозы. Ученые исследовали активность нейронов в мозге мышей, находящихся в ситуации беспокойства, при помощи миниатюрного микроскопа.

Мышей помещали в лабиринт, в котором некоторые выходы вели на открытые площадки. В дикой природе грызуны избегают таких открытых мест без укрытий, где они могут стать легкой добычей хищников. Поэтому всякий раз, когда животное приближалось к открытой площадке, оно испытывало беспокойство и стремилось повернуть назад. Во время этого ученые достоверно фиксировали активность определенных нейронов в гиппокампе головного мозга животных. Эти нейроны на открытом месте активировались и посылали сигнал в двигательные зоны мозга, что и заставляло мышей проявлять тревожность и убегать.

Чтобы проверить свое предположение, ученые целенаправленно изменяли активность обнаруженных нейронов в гиппокампе, используя метод оптогенетики — освещая нейроны светодиодом. Искусственное изменение активности нейронов в гиппокампе полностью подтвердило открытие ученых: когда нейроны активировались сильнее, мыши становились более тревожными. И наоборот, снижение активности нейронов вызывало у мышей неестественно спокойное поведение, когда они вместо бегства стремились исследовать открытые площадки лабиринта.

По словам ученых, открытие «тревожных» нейронов дает потенциальную возможность для создания эффективных лекарств по борьбе с беспокойством. И следующим этапом исследований будет выяснение, отличаются ли эти клетки от других нейронов и нет ли у них определенного рецептора, воздействуя на который можно будет эффективно бороться с психозами.

Исследование опубликовано в журнале Neuron.

Ранее биологи выяснили, как мыши чуют боль друг друга на расстоянии.