Микробы и ультразвук уберут древесные отходы

Ученые Пермского университета (ПГНИУ) разрабатывают новую технологию утилизации древесных отходов при помощи микроорганизмов, системы аэрации и ультразвука.

Как рассказал один из разработчиков, кандидат биологических наук и доцент кафедры микробиологии и иммунологии ПГНИУ Александр Максимов, целлюлозно-бумажные комбинаты оставляют большое количество отходов деревообработки, которые копятся на короотвалах — подобиях терриконов в угольной промышленности. Древесные отходы скапливаются в огромные массы коры и опилок, которые занимают много места и могут быть очагами пожаров — как в 2008 году, когда пожар на ЦБК «Кама» тушили семь часов.

Древесные отходы разлагаются, но этот процесс занимает много лет. Ученые решили ускорить естественное гниение и использовать для этого грибы и бактерий, которые перерабатывают целлюлозу и лигнин.

Чтобы процесс шел равномернее, ученые используют ультразвук для улучшения массообмена отходов.

В результате работы микроорганизмов ученые надеются получить из ненужных древесных остатков полезные продукты, например биоудобрения, чтобы повысить качество почв, и сорбенты — для ликвидации разливов нефти. К настоящему моменту исследователи подали заявку на патент.

Тем временем ученые Сибирского федерального университета собирают базу данных древесины, необходимую для корректной работы компьютерных программ, которые по картине годичных колец могут определить дату рубки дерева с точностью до месяца, а место — до 100 километров.