Посттравматическое стрессовое расстройство приводит к сбоям в сердечно-сосудистой системе

Ученые описали, как ПТСР влияет на тонус коронарных сосудов, приводя к снижению артериального давления и заболеваниям сердца.

Термин «посттравматическое стрессовое расстройство» (ПТСР) был описан на примере военных, которые прошли через боевые действия и, уже оказавшись в безопасности, страдали от навязчивых болезненных воспоминаний, депрессии, бессонницы и других подобных симптомов. Позже тот же синдром, получивший название посттравматического стрессового расстройства, был отнесен и к другим людям, пережившим серьезную психологическую травму. Врачи замечали, что ПТСР часто сопровождается и соматическими симптомами, но механизм их развития пока остается недостаточно понятным.

В новом исследовании ученые из Южноуральского государственного университета, Института общей патологии и патологической физиологии совместно с коллегами из Белоруссии и США представили новые данные о механизме развития нарушений в работе сердечно-сосудистой системы при посттравматическом синдроме.

Исследователи проводили эксперименты с крысами в лаборатории, искусственно вызывая у животных сильный стресс с помощью запаха хищника. Стрессу крысы подвергались по 15 минут 10 дней подряд, после чего было 14 дней покоя. В этих условиях грызуны начинали проявлять симптомы ПТСР. Изучая влияние этого состояния на организм, ученые выявили снижение тонуса коронарных сосудов у животных. Артериальное давление снижалось — органы не получали достаточно кислорода.

Ученые также обнаружили, что при многократном воздействии стресса к поведенческим расстройствам добавляются повреждения внутренних органов вплоть до признаков системного воспаления. «Надпочечники — а именно, пучковая зона надпочечников, синтезирующая ключевые гормоны адаптации кортикостероиды, — теряют свою функциональную активность. Исходя из этого, мы рассматриваем, что поражение зоны надпочечников приводит к срыву адаптации и поражению внутренних органов», — комментирует результаты исследования один из его авторов Вадим Цейликман.

Статья опубликована в журнале Cellular and Molecular Neurobiology.

Ранее ученые выявили неожиданную пользу «Тетриса» для снятия симптомов травматического расстройства.