Новый потенциальный антибиотик нашли в грязи

Генетики из Университета Рокфеллера выделили из образцов почвы антибактериальное вещество, которое имеет большой потенциал в качестве нового антибиотика.

Несмотря на широкую доступность антибиотиков, а в некоторой степени и благодаря этому, инфекционные заболевания остаются ведущей причиной смерти во всем мире. И если арсенал медиков не будет пополняться новыми эффективными антибактериальными средствами, смертность от неизлечимых инфекций возрастет более чем в 10 раз к 2050 году. Из-за уникальной способности обмениваться генами бактерии передают друг другу гены устойчивости к антибиотикам, что сделало многие инфекции тяжело поддающимися лечению. Не случайно ВОЗ определила устойчивость к антибиотикам одной из главных угроз человечеству.

Поэтому многие ученые во всем мире находятся в постоянном поиске эффективных средств против бактерий. В новом исследовании команда ученых открыла еще одно природное соединение, которое может стать антибиотиком. Для этого волонтеры собрали 2000 образцов почв на территории США, как сказано в их отчете, «из экологически и географически разнообразных сред». Ученые сосредоточились на поиске генетических последовательностей, характерных для кальций-зависимых антибиотиков. Кальций способствует разрушению стенки бактериальных клеток, что и убивает бактерию. В геноме почвенных микроорганизмов, которые борются с паразитами кальций-зависимым веществом (проантибиотиком), должны присутствовать гены, кодирующие характерный консервативный мотив, состоящий из аминокислот: Asp-X-Asp-Gly.

С помощью специально разработанного метода по поиску биосинтетических генных кластеров (BGCs), которые кодируют эти кальций-связывающие мотивы, ученым удалось обнаружить нужную генетическую последовательность, и они выделили вещество малацидин.

Чтобы проверить эффективность малацидина, его действие испытали на подопытных животных. Малацидин ввели лабораторным крысам, зараженным одним из самых устойчивых и распространенных патогенных штаммов — метициллинрезистентным золотистым стафилококком (MRSA). Новый антибактериальный препарат показал хорошую эффективность против MRSA. И, что немаловажно, бактерии при повторных применениях не смогли выработать устойчивости к нему. Теперь новому антибиотику предстоят клинические испытания, после чего уже будет возможно его широкое применение врачами.

Исследование опубликовано в журнале Nature Microbiology.

Напомним, недавно микробиологи нашли у бактерий 76 новых генов антибиотикорезистентности, так что тем, кто ищет новые методы борьбы с бактериальными инфекциями, стоит поторопиться.