Карельские зоологи обнаружили редких любителей гнилой древесины

Вновь найденные виды насекомых могут жить только на стволах деревьев, поваленных ветром.

Ученые из Института леса Карельского научного центра Российской академии наук (КарНЦ РАН) нашли на осинах в государственном заповеднике «Кивач» 11 редких и практически не изученных видов насекомых из отряда двукрылых. От других собратьев их отличает то, что они обитают лишь на стволах лиственных пород деревьев, упавших на землю из-за сильного ветра. Знание биологии и экологии таких насекомых позволит точнее оценить риск рубки леса и необходимость конкретных природоохранных мероприятий. Научная статья о ценных находках опубликована в Biodiversity Data Journal. Исследование поддержано Российским научным фондом (РНФ).

Энтомологи, микологи и ботаники летом 2015 и 2016 годов собрали в лесах заповедника «Кивач» насекомых 105 видов. Их отлавливали со стволов поваленных ветром осин, растягивая над каждым таким «лежачим» деревом специальный тент. Все беспозвоночные, взлетавшие со ствола, врезались в тент и попадали в специальную фиксирующую жидкость. Поймать насекомых другим способом было бы крайне тяжело, так как они очень маленькие и многие из них ведут скрытный образ жизни.

Комарик-детритница Zygoneura bidens Фото: пресс-служба РНФ / Mamaev
Комарик-детритница Zygoneura bidens Фото: пресс-служба РНФ /
Mamaev

Параллельно со сбором насекомых исследователи определяли, какие виды грибов и мхов растут на каждом конкретном упавшем стволе осины, и оценивали, как давно дерево было повалено. Так они установили экологические особенности изучаемых насекомых: кто предпочитает свежую древесину, а кто — уже полуразложившуюся.

Из всех исследованных видов мух, комаров, жуков, наездников и прочих насекомых авторов статьи больше всего заинтересовали 11 видов из отряда двукрылых (Diptera). В него входят комары, мухи и некоторые другие организмы. Те виды, о которых идет речь в статье, либо в принципе плохо изучены, либо практически не встречаются в Карелии. Энтомологи описали, как выглядят эти насекомые, какую древесину предпочитают и какова их приблизительная численность.

Комарик-гнильница Ectaetia subclavipes Фото: пресс-служба РНФ / Krivosheina
Исследователи сосредоточились на насекомых, обитающих на поваленных стволах деревьев, по ряду причин. Такие виды составляют экологическую группу ксилофилов-сапроксилов. «Ксилофил» означает «любящий древесину», а «сапроксил» — «разлагающаяся древесина». То есть эти насекомые обитают именно в гниющей древесине и разлагают ее на воду и углекислый газ. Для экологического равновесия в лесу важно, чтобы процесс разложения упавших от ветра стволов шел с определенной скоростью. В последние десятилетия это равновесие повсеместно нарушается из-за вырубки деревьев. Площадь лесов при этом сокращается, а срубленные стволы быстро вывозят. Из-за этого численность и видовое разнообразие сапроксилов падает. Остановить вымирание таких насекомых помогут подобные «Кивачу» заповедники, где вырубка деревьев запрещена.
Гениталии самца комара-болотницы Atypophthalmus machidai Фото: пресс-служба РНФ