Поедание сердец оказалось эффективным средством от атеросклероза

Российские ученые доказали: лучше всего в качестве сжигателя жира работают ткани аорты телят.

Исследователи из ФГБНУ «Федеральный научный центр пищевых систем им. В.М. Горбатова» РАН и Университета Азабу (Япония) выяснили, что добавление в корм тканей аорты и сердца телят и поросят замедляет у самцов крыс набор веса и снижает уровень холестерина в крови. Авторы работы предполагают, что эти отходы мясной индустрии можно будет использовать для создания функциональных пищевых продуктов для больных атеросклерозом людей. Научная статья опубликована в Animal Science Journal. Работа поддержана грантом РНФ.

В эксперименте использовали 50 самцов лабораторных крыс, взятых из одного питомника. Их возраст на момент начала опытов составлял около 12 месяцев, что для таких животных довольно много (ближе к старости, чем к молодости). В течение 52 дней у них вызывали подобие атеросклероза: кормили пищей с повышенным содержанием жиров и холестерина, а также подвергали неконтролируемому стрессу — на несколько часов в день повышали шумовой фон и снижали уровень кислорода в комнате, где стояли клетки с животными. В результате такого воздействия масса грызунов вырастала с 400 до 600 граммов, а в крови скопилось большое количество холестерина.

Затем животных поделили на пять групп по 10 крыс в каждой. Звери из первой группы ели стандартный корм. Крысам остальных четырех групп в такой корм добавляли измельченные и гомогенизированные ткани аорты и сердца, полученные при убое телят и свиней. Масса добавки составляла 10—15 процентов от всей порции. По прошествии 14 дней с начала нового режима питания у пяти животных из каждой группы забирали кровь для анализа, а еще спустя две недели — у оставшихся пяти. В те же даты крыс взвешивали.

Выяснилось, что у всех животных, получавших вместе с основным кормом измельченные ткани сердца или аорты свиней или телят, набор веса шел медленнее, чем у самцов из контрольной группы (они за четыре недели набирали до 60 дополнительных граммов). Более того, масса крыс, в чью пищу входили ткани аорты телят, за 28 дней уменьшилась почти на 10 процентов (50—60 г). Анализы крови показали, что уже после двух недель на «сердечной» диете содержание холестерина и ряда белков клеточной адгезии («склеивания») в крови животных с моделью атеросклероза заметно снижалось. Также у крыс падало и количество гранулоцитов — клеток иммунной системы, принимающих участие в воспалительных реакциях.

Авторы пришли к выводу, что ткани сердца и в еще большей степени ткани аорты свиней и телят могут улучшить состояние больных атеросклерозом. По всей видимости, они каким-то образом нормализуют липидный обмен (холестерин и жиры относятся к липидам) и снижают интенсивность воспаления, вызванного этим заболеванием. Хотя обнаружение новых потенциальных лекарств и пищевых добавок, безусловно, полезно, в подавляющем большинстве случаев лучше и проще своевременно проводить профилактику, чем лечить болезнь или (в случае неизлечимых болезней) устранять ее симптомы.