Ученые обнаружили микроб, питающийся токсичными соединениями

Ученые нашли микроорганизм, использующий для роста токсичные соединения цианаты, и установили его роль в круговороте азота в природе, рассказал ведущий научный сотрудник Агрофизического научно-исследовательского института в Санкт-Петербурге Александр Галушко.
«В этой работе было впервые показано, что микроорганизмы могут метаболизировать цианаты и расти за счет этого», — сказал Галушко.

Цианаты — это производные циановой кислоты, они токсичны, хотя и намного меньше, чем близкие к ним по составу цианиды, например цианистый калий. Микроорганизмы, способные питаться цианатами, — археи Nitrososphaera gargensis, их часто находят в станциях очистки сточных вод.

Ученые смогли культивировать N. gargensis и показать, что эти микробы способны размножаться, используя в качестве питательных веществ только цианаты. Сложность эксперимента заключалась в химической нестабильности цианатов, которые быстро распадаются.

Ученым было необходимо не только успеть «скормить» микробам цианаты, но и разделить продукты химического распада этих веществ и их разложения микробами. «У микроорганизмов, выращенных на цианатах, были проанализированы активные гены. Нам удалось показать, что как раз гены, необходимые для транспорта этого соединения в клетку, и гены, отвечающие за разрушение цианатов, были «включены» у подопытных микроорганизмов», — объяснил ученый.

Также данные об использовании цианата микроорганизмами позволили Галушко и его коллегам уточнить представления о взаимодействии микробов в процессе переработки атмосферного азота — одного из ключевых элементов, необходимых для жизни.

Статья с результатами исследования опубликована в журнале Nature.