Робот помог ученым понять природу непреднамеренных движений человека

Ученые из МФТИ и Пенсильванского университета (США) опубликовали работу, посвященную изучению управления движениями человеческой руки. Она подтверждает гипотезу равновесной точки, предложенной выпускником Физтеха Анатолием Фельдманом 50 лет назад.
Исследователи провели серию экспериментов, в которых добровольцы одной рукой держались за специальный манипулятор робота, который генерировал постоянную силу. Участников эксперимента попросили не мешать роботу двигать их руку, а ученые следили за реакциями нервной системы на неожиданные для испытуемых изменения силы манипулятора. Детали работы приводит пресс-служба института. Полностью исследование опубликовано в журнале Experimental Brain Research.

Авторы обнаружили, что, если робот увеличивал силу и двигал руку от корпуса, а затем снижал силу до прежнего значения после небольшой паузы (3-4 секунды), рука возвращалась в направлении исходной координаты, но амплитуда обратного движения была меньше в два раза. Это указывает на изменение референтной координаты руки во время паузы между приложением дополнительной силы и ее снижением.

По мнению ученых, данная работа — первый шаг к пониманию природы непреднамеренных движений, которые возникают у людей, страдающих от различных неврологических заболеваний, например болезни Паркинсона, рассеянного склероза и нарушения функции мозжечка.