Международная группа во главе с исследователями из Кембриджского университета (Великобритания) получила новую датировку крупнейшего извержения вулкана в истории Исландии. Оказалось, что оно произошло буквально на глазах у первых колонистов острова. Авторы новой работы полагают, что именно это событие описано в одной из частей «Старшей Эдды». По их мнению, извержение вулкана ускорило принятие христианства исландцами. Соответствующая статья опубликована в Climatic Change.
Ученые провели анализ ледовых кернов из Гренландии и с их помощью смогли максимально точно датировать извержение исландского вулкана Эльдгьяу — крупнейшее из случившихся на этом острове за последние тысячи лет. Тогда было выброшено примерно 20 кубических километров вулканических пород, а разлив лавы захватил обширные пространства. Новая дата показала, что событие началось в 939 году и закончилось в 940 году нашей эры.
Авторы сопоставили эти даты с данными из хроник того периода. Для Германии, Багдадского халифата и ряда других районов они нашли свидетельства неурожая и умеренного голода. По их оценкам, средние летние температуры в Северном полушарии должны были упасть на два градуса, что вполне способно привести к гибели урожая.
Однако британские ученые пошли дальше и попытались найти следы извержения в исландских источниках. На самом острове, разумеется, никаких хроник в ту пору не вели. Там была «демократия», отсутствовала христианская церковь, отчего вести какие-либо записи было некому. На средневековом Западе кроме монархической власти и монахов в ту пору никто никаких записей не вел. Поэтому авторы обратились к записанным позднее языческим поэмам, сложенным в Исландии.
Исследователи связывают дату извержения Эльдгьяу с описаниями некоего события из «Прорицания вёльвы» (одна из песен «Старшей Эдды»). «Прорицание» обычно датируют 961 годом нашей эры, хотя записано оно было заметно позже. Текст, сложенный через 21 год после конца события, теоретически мог быть создан свидетелем мощнейшего извержения Эльдгьяу. Из этого ученые делают вывод, что апокалиптическое зрелище излияния лавы произвело на исландцев такое глубокое впечатление, что ускорило принятие ими христианства.
Проблема такой интерпретации в том, что «Прорицание вёльвы» относится не к описанию истории Исландии, а к изложению прошлой войны асов и ванов (божественных существ) и их будущей войны (откуда и слово «Пророчество») с вытекающим из этой войны уничтожением мира (Рагнарёк). Как и во всех апокалиптических по содержанию текстах, там немало описаний катаклизмов, которые обрисованы такими широкими мазками, что уверенно интерпретировать и соотнести их, например, с извержением вулкана, а не каким-то другим событием достаточно сложно.
Авторы же почему-то считают, что признаки близящегося конца света и гибели богов (само событие, известное как «Рагнарёк» или «судьба богов») — это лишь описание гибели языческого пантеона, что указывает на готовность исландцев покончить со старыми богами и принять нового, единого христианского бога.
Такая интерпретация не вполне основательна. Идея гибели богов в ходе последней битвы пронизывает эпос индоевропейских народов от Индии до Исландии. Их мифология часто включает представления о подобных событиях, которые происходили в прошлом и произойдут вновь. Однако после них мир, что характерно, входит в новый цикл, возрождается.
Более того, на самом деле вопреки трактовке исследователей конца языческого пантеона в «Прорицании вёльвы» и «Старшей Эдде» в целом вовсе нет. На самом деле после Рагнарёка в поэме на месте Асгарда селятся сыновья Одина и Тора — также, несомненно, боги, к тому же наследующие магические предметы отцов. Как можно в типичном индоевропейском сказании о войнах богов и гигантов, где гибнет старое поколение богов и власть переходит к новому, увидеть готовность к христианизации, исследователи в своей работе не поясняют.