Все новости

В Сибири обнаружен новый вариант клещевого энцефалита

«Обский» штамм вируса может потребовать новой вакцины.

Ученые из Института химической биологии и фундаментальной медицины и Института систематики и экологии животных Сибирского отделения РАН изучили коллекцию вирусов, выделенных на территории Новосибирского научного центра. Среди их находок — новый штамм (и даже, возможно, субтип) вируса, отличающийся от ранее известных примерно на 12 процентов от общего объема нуклеотидной последовательности. По всей видимости, он древнейший из своих «собратьев», сообщает «Наука в Сибири».

До недавних пор было известно всего три субтипа (подтипа) вируса клещевого энцефалита: восточный, европейский и сибирский. Вновь найденный штамм, получивший название «обский», ближе всего к последнему из них, сибирскому. Однако генетически «находка» отличается от уже известных вариантов вируса и близка к границе их разделения на субтипы. Разница между субтипами составляет от 12 процентов нуклеотидной последовательности, и новый штамм почти пересекает этот раздел. Он словно «мостик» между всеми тремя субтипами вируса клещевого энцефалита.

Есть у нового штамма и то, что отличает его от всех известных. В частности, некоторые варианты аминокислотных остатков его белков не были описаны ранее, то есть являются уникальными. Состав белков вируса часто напрямую влияет на его способность эффективно прикрепляться к клеткам, проникать через гемато-энцефалический барьер и в целом определяет его опасность для человека.

Ученые Института систематики и экологии животных Сибирского отделения РАН дополнительно исследовали новый вирус в лаборатории. Для мышей штамм оказался не очень опасным, более «мягким», чем его сородичи: в мозг он проникал хуже, а именно нейроинвазивность определяет способность клещевого энцефалита нанести ущерб здоровью своих жертв. На людях опыты, естественно, не проводились, и патогенность нового штамма для человека остается неизвестной.

Далее исследователи проанализировали полные геномы разных штаммов вируса клещевого энцефалита или их фрагменты, оценили скорость эволюции вируса (скорость накопления изменений в его ДНК) и затем высчитали, в какой момент времени «обский» вариант отделился от предков. Выяснилось, что он относится к наиболее древней линии среди сибирского субтипа. Эта линия была отделена от общего предка примерно полторы тысячи лет назад — даже раньше, чем «балтийская», до этого считавшейся самой старой.

Поиск и изучение новых разновидностей вируса клещевого энцефалита имеет большое прикладное значение. Скажем, дальневосточный субтип вызывает более тяжелую форму клещевого энцефалита, сибирский — хроническую, а европейский — наиболее легкую (впрочем, тяжесть заболевания заметно зависит и от иммунитета каждого конкретного заболевшего). Понимание того, какой именно субтип вируса распространен на той или иной территории, поможет врачам более уверенно прогнозировать течение болезни и заранее принимать меры, способствующие наилучшему исходу. У ученых до сих пор нет однозначного вывода о том, является ли вакцина, созданная на основе дальневосточного или европейского штамма вируса клещевого энцефалита, достаточно эффективной против сибирского субтипа.

Впрочем, ученые полагают, что паниковать из-за открытия нового варианта вируса рано — у него вряд ли высокая патогенность. Однако полученные ими данные имеет смысл учитывать при создании тест-систем, уточняющих принадлежность вируса к определенному субтипу, или даже вакцин, предупреждающих заболевание клещевым энцефалитом в этой части страны.